Когда продаются маршруты…
Пассажирский транспорт в городах ругают всегда. Оренбург в этом плане – не исключение. Одних не устраивают цены за проезд, других – график маршрутов, третьих – сами маршруты.
На всех, разумеется, не угодишь. Тем более что и в самой системе городских общественных перевозок разыгрываются порой нешуточные конкурентные драмы, и далеко не всегда они происходят в рамках закона. Впрочем, извоз у нас ещё с дореволюционных времён особой подконтрольностью не отличался.
Сам себе контроллёр…
Сейчас уже о немыслимой давке в общественном транспорте годов этак восьмидесятых поколение постарше вспоминает с ужасом. С появлением кооперативных, а затем и частных автотранспортных предприятий дело вроде изменилось в лучшую сторону. Не сразу, правда, но ездить стало свободнее и удобнее. Потихоньку ушли в прошлое блатные песни на весь салон, курящие водители и отваливающиеся поручни. Стали пропадать и многочисленные тогда «дикие» автобусы и маршрутки, которые колесили по улицам безо всяких лицензий и разрешений.
— Я тогда пытался вполне законно «застолбить» за своим предприятием 17-й маршрут, — рассказывает предприниматель Сергей Саутин, — проходит он в рабочих районах, мимо Шанхая, через Красный городок и до Степного. Разумеется, городское начальство по тем улицам на служебных своих автомобилях ездит редко, так что и внимание к маршруту было соответствующее. Автобусы ходили абы как, и, честно говоря, абы какие. Многие списывать давно пора было… У меня тоже поначалу носатые такие «ЗиЛки» были, нефтяники их с учёта своего сняли, а перевозчики прикупили. Но с чего-то начинать надо было… Но больше всего беспокоило не это, а огромное количество «левых» автобусов, которые на нашем маршруте кормились. Откуда, кто такие? Жалуемся гаишникам, те – ноль реакции. Мол, сами разбирайтесь. Разбираемся сами – бандюганы какие-то вылезают: наши, дескать, это машины, и не ваше дело, где и как они ездят. А чуть что не так у них с качеством обслуживания – спрашивают с нас…
Да, к чести городской администрации и того же ГИБДД на так называемых коммерческих маршрутах в Оренбурге порядок навели. На конечных остановках появились диспетчеры, в салонах автобусов – шторки на окнах, у перевозчиков – лицензии. Но, думаете, предприимчивых «леваков» теперь не встретишь? Не тут-то было. Не так давно перевозчики сами изобличили некоего гражданина Максудова, который, закупив где-то автобус, колесил по маршрутам областного центра безо всякой лицензии и графика несколько месяцев. Маршруты выбирал не центральные, там контроля меньше. И до конечных остановок частенько не доезжал, высаживая пассажиров пораньше. Например, на 57 маршруте до конечной улицы Тихой не доезжал вообще, завершая маршрут на автостанции у «Клиффорда», благо до Тихой пассажиров ехало мало, там всего один жилой дом стоит многоэтажный. Правда, и имеющие лицензию на этом маршруте водители нередко поступали также, но это уже проблема несколько другая, о ней сейчас и поговорим.
О графиках, маршрутах и пассажиропотоке
По сообщениям пресс-службы городской администрации работа коммерческих маршрутов у нашей власти – на неусыпном контроле. Также чуть ли не ежеквартально объявляется об оптимизации схемы городских маршрутов на радость перевозимым гражданам. В самом деле – по одному проспекту Гагарина всевозможных маршрутов проходит с добрый десяток, и некоторые из них друг друга на большом протяжении явно дублируют. Тут бы порядок навести, дабы толчею около остановок не создавать. И вроде бы новая схема ещё в прошлом году была окончательно разработана екатеринбургскими специалистами, но воз, как говорится, там и ныне. А вот там, где автобусов не хватает явно (на той же Тихой) никто никакой оптимизацией не занимается и близко. Частные перевозчики многие замечания горадминистрации почем-то откровенно игнорируют. Мол, можем и вовсе некоторые маршруты закрыть. Не закрывают, конечно, но графики соблюдают весьма приблизительно, как, например, на большинстве маршрутов, идущих в Южный посёлок. Туда по вечерам проблемно добраться вообще. Причём, касается это замечание, по свидетельству пассажиров, и вполне муниципальных троллейбусов маршрута номер десять. Специально поинтересовался в троллейбусном управлении: отчего так? Объяснили бесхитростно:
— Так вечером пассажиров меньше. Вот и интервал движения больше. Так всегда было.
Выходит, вечерами за Урал лучше вообще не ездить? Как-то группа депутатов городского совета из одной партии (не из той, избранников которой – больше всех) составили список маршрутов, чей график и качество обслуживания вызывает у пассажиров наибольшие нарекания. Это номера 15, 43, 45, 32 и 35. Нетрудно проследить, что все они – окраинные. Едва заканчивается рабочий день, сходят там с линии и многие машины.
А цена-то не одна…
Недавнее резкое повышение цен на проезд во многих коммерческих маршрутах пассажиров, разумеется, не обрадовало. Нам объяснили, что отныне, согласно законодательству, частные перевозчики вправе устанавливать свои тарифы сами. Думается, утверждение это всё-таки спорно, но закон есть закон. Теперь мы имеем на большинстве маршрутов проезд стоимостью 19 рублей. Кое-где (например, на 38-м) его довели до 20 – так, мол, легче давать сдачу. Вообще-то, если исходить из этой логики, можно и до сотенной дотянуть – тогда с мелочью мучиться не придётся. Но вот ведь любопытно – есть маршруты, где тарифы выше пятнадцати рублей не поднялись. Значит, и так ездить выгодно, если автобусов на линию выпускать чуть поменьше и бензин экономнее расходовать. Побывайте на конечной некоторых маршрутов – там недвижимо томятся буквально десятки автобусов, дожидаясь очереди. Зачем их столько? Доходит до того, что, скажем, на такси вчетвером дешевле куда-нибудь доехать, чем на автобусе.
Вообще, откуда берутся эти расчёты? Растут цены на бензин? Но почему 19 рублей, скажем, стоит проезд на маршруте № 33, который по всему Степному посёлку колесит, и столько же – на маршруте № 46, который всего несколько минут едет от автостанции до кладбищенского комплекса? Топливо уж точно там по-разному расходуется.
И если уж детально разбираться, городская администрация контролировать тарифы всё-таки может. Ибо для этого ежегодно проводится конкурс на право пассажирских перевозок среди фирм и предпринимателей. И на этом конкурсе учитывается не только внешний вид транспорта и его состояние, но и СТОИМОСТЬ предлагаемых перевозок. Это условие чёрным по белому прописано в положении этого состязания, которое давным-давно уже конкурсом быть перестало, а просто стало выставкой достижений одних и тех же предпринимателей, которые ещё и в депутаты горсовета выбились. И процветает тут эдакий междусобойчик.
Впрочем, это – уже несколько другая история.
Сергей БУРДЫГИН
12/05/2016
Назад