Бизнес-тренер Виктор Солнцев: Предприниматели – это композиторы
Он делает нестандартно стандартные вещи. Он совмещает несовместимое. Он живет в настоящем, но с учетом будущего. Он «технарь» по образованию, но музыкант и учитель по призванию.
Виктор Солнцев – бизнес-тренер, преподаватель, консультант. Один из самых востребованных в стране. Его ученики – успешные предприниматели и руководители, работают в России и странах СНГ. Его партнеры – интересные команды и выдающиеся личности. Его клиенты – динамично развивающиеся организации, фирмы. Во втором сезоне телепроекта «Бизнес-класс» Виктор Солнцев выступил в роли модератора в полуфинале и ведущего финального этапа. На площадке, где работал Солнцев, помимо стойки и микрофона центральное место занимало и… фортепьяно.
Вы в своей деятельности часто используете музыкальные инструменты. У вас специальное музыкальное образование? Или это для души?
Конечно, для души. Но меня учила музыке настоящий профессионал, замечательный педагог, художник. И с пяти лет до пятого класса школы я с ней занимался. Даже дошел до второго курса консерватории, как она мне сказала. Играл Листа с листа. Но моя мама меня настраивала на техническую работу и поступление в Бауманку. Там уже учился мой брат. И я пошел за ним. Получилось так, что я сохранил, в отличие от него, умение играть на фортепьяно. Я перешел на импровизацию. И у меня было большое желание что-то делать в этом направлении. Для того, чтобы играть классику, надо быть очень высоким профессионалом, оттачивать свое мастерство постоянно. А так как я стал импровизировать, то я смог снизить для себя высокие требования классики, и даже сочинять музыку, почему бы и нет.
Вам это помогает в работе?
Ну конечно! Я просто вижу обертоны, чувствую все диссонансы. Я просто ситуацию в бизнесе и экономике расшифровываю как музыку. И вижу, что ребята играют ноту до, до, до. До… И не понимают, почему прибыли нет. До, ре. До, ре. До, ре – купил-продал, купил-продал. Это скучно и нудно. До ре ми – уже сервис какой-то включили. Хоть что-то. А вот когда они начинают брать кредит, для меня это уже гамма вниз на октаву: до си ля соль фа ми ре до. Очень трудно из этого выкарабкиваться, потому что обслуживание долга с процентами напрягает бизнес с низкой рентабельностью. И они на ту же самую ноту до, с которой начали, добираются через два-три года. А я-то делаю им динамические финансовые модели. Я им должен за 2 часа рассказать на основании той неполной информации, которую они мне дали, что их ждет в бизнесе. То есть, они - композиторы, а я все это только на ноты бизнеса перекладываю, объясняю им базовые термины «прибыль», «убытки», «чистый доход». Они хотят создать что-то ценное, но у них измерением ценности являются деньги. В творчестве, я считаю, рождается что-то бесконечно ценное. Сама идея нового бизнеса, например. И вот этот сам факт возможности творчества в бизнесе для меня представляет особенный интерес. Поэтому и бизнес, и музыка у меня вместе.
Какими инструментами вы владеете?
Рояль, гитара, губная гармошка. Очень люблю гармошку. Она всегда со мной. Меня постоянно останавливает служба охраны, потому что гармошка похожа на патронник. Ну, в каком-то смысле это мое оружие, потому что я использую ее для проведения тренингов. Сложные непонятные термины надо демонстрировать наглядно, понятно, доходчиво.
То есть, Вы начинали с музыки, потом поступили в ВУЗ и получили фундаментальное техническое образование. В итоге стали бизнес-тренером. Почему не игроком или Вы играющий тренер?
Скорее всего, да, я играющий тренер. Это точно. По крайней мере, я играю в свой собственный бизнес уже 14 лет. Вот нам говорили, что через каждые 5 лет мы фирму закрываем. Нет. Не закрываю. Она по-прежнему является игроком на рынке. Консалтинг и тренинг. Понимаете, я же еще и преподаватель. И мне очень интересно сочетать практику и теорию. Теория – это как всегда все понятно и ничего не работает. На практике все работает, но ничего непонятно. И вот я пытаюсь дать уже студентам или бизнесменам сплав теории и практики, где должно быть все понятно, и все должно работать. Ребята-инициаторы ко мне обращаются, я становлюсь их внутрипроектным ментором – учителем внутри проекта, стратегом. За это они дают мне условно 10% будущего дохода. И тогда меня затягивают в свое будущее. Там уже блокчейн, там уже новые технологии, там уже международные глобальные стартапы. С учетом того, что я с Казахстаном давно сотрудничаю, инновации в Казахстан, конечно, пойдут, там более динамично развивается бизнес. Но они пойдут и глобально на весь мир. А какие-то проекты сегодняшних наших участников «Бизнес-класса» можно уже предлагать моим казахским партнерам, друзьям для инвестирования и партнерства.
То есть, это достойные проекты, и за них не стыдно?
Не стыдно. Они высокого качества. К сожалению, Казахстан опережает нас в поддержке малого и среднего бизнеса. Имеется ввиду не декларация, а фактическая поддержка. У нас очень хорошо декларируют поддержку. Тратят на это деньги бюджета в большом количестве. Но фактическая поддержка оставляет желать лучшего. У нас малого и среднего бизнеса насчитали примерно 5,7 миллионов. Почти 6 млн наших «микриков» – средняков и малышей. И вот на них выдается уже сейчас меньше 7 млрд рублей. Если посчитать, то получается чуть больше 1 тыс. руб. в год для предприятия, которое имеет годовой оборот примерно 13 миллионов рублей. Это среднероссийское предприятие, конечно, существует только в статистике. И тогда получается, что эта поддержка выдается очень ограниченному, узкому кругу каких-то людей, которые, возможно, аффилированы, возможно ангажированы. Не знаю, не могу всех судить по отдельным, известным мне случаям.
Возвращаясь к проекту «Бизнес-класс», насколько Вам интересен этот проект? Кого из участников Вы могли особенно выделить?
Сложно кого-то выделить. Мне запомнилась оригинальная команда танцоров. Они доверили мне подыграть им, а это означает, что они поняли, что я держу ритм, я держу мелодию. И они могут синхронно под мой аккомпанемент выразить свое настроение в танце. Это их бизнес. Их дело. «Бизнес-класс» – проект-мультипликатор. Проект -катализатор изменений. Конечно, он не сделает из них бизнес-специалистов мирового уровня. Нет еще опции акселератора. То есть, мы пока только вместе с ними можем дать советы по улучшению их бизнеса на основании нашего опыта. Наши эксперты проекта – опытные практики бизнеса. Но они уже привыкли работать в бизнесе прошлого. Наши участники – это бизнес настоящего. Они уже устарели по сравнению с бизнесом будущего, который в Америке уже 15-20 лет. Вот это и есть лаг отставания. Не сформированы еще потребности рынка. Наш бизнес вынужден отставать. Уровень доходов населения и его численность не позволяет рисковать. Нам нужна ситуация, когда люди, которые хотят получить хороший продукт или услугу, они видят, что многие хотят его получить. И тогда создается такая система, когда клиенты просто приходят, ты их не ищешь сам. Они к тебе приходят, потому что ты в своем деле – лучший. Вот на «Бизнес-класс» яс удовольствием приду, если опять же обратная связь от организаторов будет положительная, что да, я вписался в оренбургскую команду. Вписаться в уже сложившуюся команду тоже нелегко.
У вас был очень плотный график работы. Оренбург успели посмотреть? Что-то запомнилось? Оренбург это…
Оренбург для меня - это переправа через реку Урал, где я на одной стороне – в Азии, на другой – в Европе. Оренбург – это, с одной стороны, революция и Серго (а на самом деле Григорий) Орджоникидзе. С другой стороны, Гагарин, Чкалов и другие летчики-космонавты. Прекрасный город, который интегрирует особенности городов Евразии и интересы многонационального населения России. Конечно, оренбургский пуховый платок. Я уже не раз привожу его и маме, и жене, и дочкам.
Ваш девиз по жизни?
Светить вперед и вверх. Я – Солнцев, поэтому мне проще с девизом.
Назад