контакты / рекламный отдел

Участник Сталинградской битвы отметил 90-летний юбилей. Ветеран войны Степан Мусиенко о времени и о себе

Ведущая:

С каждым годом поколение победителей заметно редеет. Сегодня в Оренбургской области проживает четыре тысячи участников Великой Отечественной войны. Многие из них уже никогда не расскажут, как все было на самом деле: они настолько слабы, что не в силах общаться со школьниками или журналистами. Люди уходят, а вместе с ними уходит реальная оценка событий прошлого. Поэтому сегодня особенно важно встречаться с теми, кто прошел через горнило войны и еще может внести свое слово в летопись страны. Степан Мусиенко – живая история в материале нашего корреспондента Юлии Молостовой.

Юлия Молостова, корреспондент информационного агентства «ОренИнформ»:

– Что такое 90 лет в масштабе истории страны? Это голод 20-х. Репрессии и коллективизация 30-х. Война 40-х. В 50-х освоение целины. В 60-х покорение космоса. Это брежневский застой, хрущевская оттепель. Развал Советского Союза. Лихие 90-е. И, наконец, эпоха глобальной модернизации. Что такое 90 лет для конкретно взятого человека? Это все перечисленные события, испытанные на себе.

В марте исполнилось 90 лет ветерану Великой Отечественной войны педагогу Степану Мусиенко. В этом году он готовится встретить еще два юбилея – 70 лет, как познакомился с новосергиевской землей и столько же, как участвовал в одном из самых кровопролитных сражений в истории человечества – Сталинградской битве, положившей начало коренному перелому в войне.

Степан Мусиенко родился на Украине, в Харьковской области. Был 11-м, последним ребенком в семье. В 1929 году он пошел в школу. Развивающаяся в те годы система образования была еще очень далека от совершенства.

Степан Мусиенко, участник Великой Отечественной войны, п. Новосергиевка:

– Существовал бригадный метод обучения. Я в первом классе, со мной учились девчонки, которым было по 16 лет. Метод состоял в том, что 24 человека в классе было. Они были разбиты на бригады по 5 – 6 человек. За все отвечала бригадир. Учительница вызывает: «Бригадир № 1, читайте». Девчонка поднимается, читает. А первое время читали: «Рабы не мы, мы – не рабы». Она прочитала, всем ставят оценки, всей бригаде четверку или пятерку. Бригадир решил эту задачу, отчитался, всем ставят оценку. Вот я проходил так 1-й класс, закончил. Меня перевели во второй, а я не знал азбуки, не читал, не писал.

Спустя некоторое время система образования начала отлаживаться. Если после революции в 1918 году 80% страны «грамоты не разумело», то к 1936 году ситуация изменилась. Безграмотных или малограмотных осталось 20%.

В конце 20-х – начале 30-х годов перешли на рельсы индустриализации, глобального промышленного переворота. По всей стране, как грибы после дождя, поднимались заводы и фабрики. Советский Союз стал одной из великих держав мира.

Степан Мусиенко, участник Великой Отечественной войны, п. Новосергиевка:

– Индустриализация проходила, ведь нам никто не давал взаймы. Кредиты никто не отпускал. Никто инвестиции не вкладывал. А делали все за счет своих средств. Сами от себя отнимали и вкладывали свои средства. Существовала подписка на заем: каждый работающий должен отдать свою месячную зарплату. Каждая колхозница должна подписаться на не менее 80 рублей. Если бригадир, то должен подписаться на 150 – 200 рублей, и так дальше.

Во время войны Степан Пантелеевич Мусиенко защищал Сталинград, освобождал Донбасс, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировал Южный Буг, Днестр и Прут. Одним из самых самых страшных испытаний стала Харьковская операция 1942 года, когда по разным подсчетам советская армия потеряла от 75 до 200 тысяч человек.

Степан Мусиенко, участник Великой Отечественной войны, п. Новосергиевка:

– В этих вопросах тоже надо разбираться. Кто с каких позиций считает. Брехни много. Недаром говорят, что больше всего врут во время войны и когда женятся. А спасся тем, что был ранен и был, по сути дела, эвакуирован. При ранении, транспортировке авиация налетела, начали бомбить. Ездовые оставили эту повозку, разбежались. И вот, знаете, лежишь в открытом поле, и на тебя пикирует самолет, громадина эта, притом сирена включается, гудит, прижимает. Мало того что пикирует, строчит из пулемета. Первый заход сделал, у ног эта громадина прошлась, пропахала. Потом смотрю: второй раз разворачивается, опять, опять строчит. В 20 сантиметрах выше головы прострочил. Если бы, конечно, по мне прошел, на две части был бы разрезал.

После госпиталя – снова на фронт. Степан Мусиенко воевал вплоть до апреля 44-го года, пока не был еще раз тяжело ранен и комиссован из армии. Тогда он накрепко обосновался в Новосергиевском районе. Стал работать в школе сначала военруком, а затем учителем истории. К юбилею Степан Пантелеевич издал книгу «Не жалею о прожитом». Он уверен, что все его 90 лет прошли интересно и плодотворно.

Степан Мусиенко, участник Великой Отечественной войны, п. Новосергиевка:

– Я плохо сейчас вижу, плохо слышу, но со мной здороваются, а если здороваются – значит, меня знают.

Автор – Юлия МОЛОСТОВА, оператор – Павел РОДИН

04/04/2012
  • Комментарии
  • Вконтакте
Назад
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Диспансеризация >>>

ИЗДАНИЯ
Социальная газета "ЗащитаЗдесь" № 4 (2021)
 
Вопрос гостю программы
Ф.И.О. *
Текст вопроса *
Вопрос
Ф.И.О. *
Текст вопроса *