В законах не сказано, что считать «врачебной ошибкой»
В России возросло количество смертей пациентов из-за «халатности» медперсонала
По статистике Следственного комитета, сегодня в каждом регионе страны расследуются десятки смертей пациентов, в которых подозревают врачей. Чаще всего медикам вменяют две статьи УК - 109-ю «причинение смерти по неосторожности» и 293-ю «халатность», пишет «Российская газета». Мало кто знает, но в нашем законе даже нет такого понятия - «врачебная ошибка».
Официальной статистики, которая позволила бы определить действительные масштабы «врачебных ошибок», сегодня в России нет. В Следственном комитете проанализировали уголовные дела против медиков и выяснили, что смертельные ошибки происходят все чаще. Другой вывод исследования - расследование таких дел растягивается иногда на годы. А судебные приговоры поражают своей мягкостью. Этому есть объяснение в несовершенстве действующего законодательства. Мало кто знает, но в нашем законе даже нет такого понятия - «врачебная ошибка».
Недавно в Москве вступил в силу приговор хирургу, по вине которого умерла 28-летняя пациентка. Эксперты установили, что смерть на операционном столе наступила из-за передозировки обезболивающего. Суд признал хирурга виновным. Но врач не сел за решетку. Приговор - 2 года ограничения свободы.
В городе Медногорске Оренбургской области врач «скорой» выехал по вызову. Звонившая женщина объяснила, что муж не может дышать и у него боли в груди.
Доктор, как потом доказал Следственный комитет, толком не осмотрел пациента, быстро поставил диагноз - «остеохондроз» и посоветовал идти к участковому. Под утро, когда мужчине стало совсем плохо, жена опять вызвала «скорую». Но доктор просто отказался ехать. Послал вместо себя фельдшера. Она и констатировала смерть мужчины от острого инфаркта. Суд дал доктору два года, но условно.
В Мордовии, в городе Темников, прохожие вызвали «скорую», увидев лежащего на тротуаре человека. «Скорая» привезла его в больницу, а доктор велела положить его в коридоре. Больше к нему никто не подошел и не осматривал, а на следующий день нашли его в койке мертвым. Следствию доктор объяснила: она решила, что это пьяница, который в лечении не нуждается. А вскрытие показало, что умерший был совершенно трезв и из-за тяжелой болезни потерял сознание. Приговор - врач виновна в смерти человека, наказание - полтора года условно.
В СКР рассказывают - любое уголовное дело о смерти человека от действий или бездействия врачей начинается с назначения судебно-медицинской экспертизы. Это - главный источник доказательств по этой категории дел. И главный камень преткновения для следствия. Любой юрист перечислит «проколы» экспертизы. Основной - низкое качество. Под этим специалисты понимают неполноту исследований, неоднозначные выводы, когда их можно трактовать как угодно. Как правило, эксперты отказываются устанавливать причинно-следственную связь между действиями медиков и наступившими последствиями.
По этой причине вслед за одной следствие вынуждено назначать еще несколько экспертиз.
В Чувашии изобрели новый диагноз. Там в Красноармейскую больницу привезли пациентку. У женщины был острый приступ панкреатита и сахарный диабет. Местный доктор в графе «диагноз» записал - «Злоупотребление алкоголем». Сейчас следователи говорят, что погибшую можно было легко спасти, если бы диагноз медик определил верно. Доктор приговорена к одному году и десяти месяцам колонии-поселения.
Экспертиза почти всегда старается промолчать, когда видит, мягко говоря, странные истории болезни. Правилом «хорошего тона» стало замалчивание очевидных искажений и приписок в медицинских картах, которые присылают клиники. Повсеместной «болячкой» стала необъективность выводов экспертов из региональных бюро, если речь идет о действиях медицинского персонала лечебных учреждений «своего субъекта». Это объяснимо. Эксперты на местах и медики подчиняются одному и тому же управлению здравоохранения.
В Пермском крае закончилось следствие против старшей медсестры Березниковской горбольницы. В эту клинику поступила 5-летняя девочка с переломом носа. Ей провели операцию. Медсестра во время операции ошиблась так, что ребенку пришлось ампутировать левое предплечье. Экспертизу из-за особой сложности пришлось делать в столице. Сейчас дело в суде.
Системы независимых экспертов в стране не существует. У следователя нет выбора, где проводить экспертизу. Он может обратиться либо в региональное бюро судмедэкспертизы, либо в единственное федеральное экспертное учреждение минздрава. А там - колоссальная очередь и услуги для регионов платные. В итоге экспертиза растягивается на долгие сроки и высок процент отказов в возбуждении уголовных дел по заявлениям граждан. Сейчас в среднем расследование длится около двух лет и до 77 процентов подобных расследований прекращается, не дожив до суда. Эксперты говорят, что в этом кроется высокая степень латентности «медицинских» преступлений и их рост.
В больницу Петрозаводска привезли пациентку в коме с подозрением на черепно-мозговую травму. Положили в реанимацию. Врач велел медсестре закрыть колпачок на интубационной трубке, по которой в ее легкие шел воздух. Позже следователю доктор объяснил - он хотел, чтобы при выдохе не шел неприятный запах из легких больной. В итоге пациентка не смогла выдыхать и погибла.
По мнению специалистов, сложившаяся ситуация с врачебными ошибками - не злой умысел, а законодательная недоработка. Страна оказалась не готова к большому числу уголовных дел по «врачебной ошибке». По мнению следователей, в системе отечественного здравоохранения большие проблемы со стандартами диагностики заболеваний, их лечения и мероприятий, которые входят в понятие «медицинская помощь». Именно нарушение таких норм и должен оценивать следователь.
Так что такое «врачебная ошибка»? У нас в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» есть лишь упоминание о профессиональной ошибке, но ее содержание не раскрывается. Более того, на сегодня нет и юридического понятия «ошибки в профессиональной медицинской деятельности». Уголовный кодекс РФ тоже не содержит норму, раскрывающую содержание врачебной ошибки. Потому определяя вину медика, следователи часто руководствуются здравым смыслом. По их мнению, самой распространенной причиной врачебной ошибки является отсутствие у человека в белом халате достаточного опыта.
Все эти законодательные пробелы, ведомственные недоработки и отсутствие независимой экспертизы бумерангом ударяют и по врачам. В такой ситуации и добросовестный доктор автоматически попадает под подозрение, если с пациентом случилось несчастье.
Пост можно прочесть здесь – http://inok-arkadiy.livejournal.com/267067.html
Назад
|
|
|
Диспансеризация >>>
ИЗДАНИЯ
Социальная газета "ЗащитаЗдесь" № 4 (2021)
|