«Моменты творчества подобны запою»
21 ноября в музее изобразительный искусств Павел Рыков презентовал свою новую книгу фото и поэзоработ «Дороги, которые нас выбирают».
Повествуя о своем новом творении – фото-поэтической книге «Дороги, которые нас выбирают», Павел Рыков в первую очередь поблагодарил талантливого дизайнера Аллу Жирову.
«Не смотря на то, что книга фотографий, обрамленных стихотворениями автора – это действительно книга в полном смысле слова. По масштабу, по задумке, по мастерству исполнения», - отметил директор Областного музея изобразительных искусств Юрий Комлев.
Книга-альбом разделена на девять глав, каждая из которых повествует об одной из дорог, которая выбрала Павла Рыкова, среди них «Америка», «Киев. Андреевский спуск», «Все начинается исподволь», «Дары Востока», «Город Святого Петра», «Старые камни Европы», «Моя Сербия», «Камни святой земли», и завершающая глава - смысловой итог - «Обретение родины». Каждая новая глава и подглавка начинаются со стихотворения – эпиграфа. «Родина не может существовать без любви. Тогда вы перекати-поле», - анонсируя последнюю главу, отметил автор.
Корреспондент «ОренИнформ» поразмышлял вместе с автором поэтико-иллюстрационного творческого произведения:
- Павел Георгиевич, наверняка у вас есть фотографии, которые вызывают в вашей душе наиболее трепетные и глубокие чувства, расскажите об одной из них.
- В альбоме есть одна фотография, на ней изображены двое – немолодая женщина, которая глядит в одну сторону, и маленькая девочка – смотрящая в другую. Это фотография моей мамы и моей внучки. Фото несет для меня особый смысл, но раскрывать его не буду, с моей точки зрения, его нужно либо увидеть и понять, либо нет. Кстати, знаете, первый вопрос, который я себе задавал – а нужно ли подписывать фотографии? Я считаю, что если человек не понимает, что там изображено, то в таком случае фотограф бестолков: точка съемки выбрана не правильно, и, вообще, ему не нужно было брать в руки фотоаппарат. Картинка должна работать сама на себя, а стихотворения, данные в книге в качестве эпиграфов между главами – это контрапункты: они не объясняют то, что я изображаю, но дают дополнительное измерение того, что на фотографии.
- Заметила, что в своих фотографиях вы практически не применяете ретушь: в этом ваш протест против современной моды или желание запечатлеть саму естественность?
- Когда я вдруг начинаю, что-то ретушировать – я покушаюсь на прерогативу Бога.Нельзя стремиться быть умнее и, кстати, талантливее Бога: он создает такие чудеса.
- А как бы вы охарактеризовали главную идею вашей книги?
- Главная идея альбома в нем самом – в дорогах, которые нас выбирают. Судьба человека предначертана где-то выше и счастье понять, услышать, что небо хотело бы увидеть в тебе.
-Вернусь к названию – в своей книге вы хотели раскрыть свои внутренние дороги, либо донести читателям возможный по ним путь?
- Знаете, это как с историей про сороконожку: она шла-шла, но тут ей преградили путь и спросили - сороконожка, а какой ногой ты пойдешь в следующий раз? И она так и осталась навсегда стоять на месте. Так и с человеком – если он занимается художеством, то нельзя все продумывать, прорисовывать в своем сознании. У Андрея Вознесенского есть замечательная сточка: «Больше доверяйте чувству безответному». То есть всякая попытка творчества - это вещь интуитивная, и даже когда ты наводишь фотоаппарат и щелкаешь. Кстати, в альбоме есть фотография, которая стала для меня открытием, только после того как ее распечатал. Фотографировав Нью-Йорк я позже заметил – на небоскребах лежит тень еще большего небоскреба. Про себя подумал –здорово. Кстати, именно эта фотография и стала предтечей для стихотворения открывающего сборник:
Америка!
Ты, несомненно, выше
Всего и вся! И даже выше крыши,
И даже тень твоя над всем вознесена,
Как божий перст нам всем грозит она…
Вообще, фотографирование, как и занятие другими видами творчества похоже на запой – ты не осознаешь себя в тот момент, когда творишь, и упаси тебя Бог превращаться в эту самую сороконожку.
Недаром, во время презентации последней главы – «Обретение родины», Павел Георгиевич перелистывая страницы в поисках стихотворения-эпиграфа сказал: «Не помню того, что сам написал».
«Камни собирают, чтобы их разбросать.
А разбросавши, провозглашают время их собирания.
Этот круговорот камней затруднителен для понимания.
Но разве жизнь дается для того, чтобы ее понимать?», - гласит одно их стихотворений Павла Рыкова.
Назад