Блогер: прочь от нового средневековья
Современное российское общество, кажущееся расколотым на два непримиримых лагеря – на самом деле удивительно единодушно в одном: все заслуживающие внимания события мы склонны объяснять особенностями личности Путина, в лучшем случае – его ближайшего окружения. В этом сходится и «партия власти» и большинство оппозиции, разнятся только оценки. Такое видение исторического процесса типично для средневековых историков – жизнь страны как цепочка сменяющих друг друга царствований, а исторические события – как воплощение доброй или злой воли монархов. Между 17 и 19 веками эта замечательная концепция потерпела полный крах – как выяснилось, чтобы триумфально возродиться в России 21-го века.
В чем был смысл абсолютной монархии?
Абсолютизм был эффективной формой существования общества, благополучие которого строилось на использовании одного природного ресурса – земли. Она, как известно, находилась в собственности узкой прослойки феодалов. Зависимое от землевладельцев большинство населения не играло активной самостоятельной роли в экономике и, тем более, политике. Абсолютизм прекрасно удовлетворял потребность такого общества в защите феодальных владений от внутренних и внешних посягательств, а если повезет – обеспечивал захват земель более слабых соседей.
Экономика раннего капитализма разрушила эту унылую картину не заменой одного монарха на другого – но выведя на историческую арену тысячи и тысячи новых самостоятельных субъектов – предпринимателей, ремесленников, торговцев, рабочих – с регулированием отношений между которыми монарх просто не мог справиться. Соответственно, историки перестали ограничивать себя описанием царствований и начали пытаться выявлять и анализировать менее заметные, но более фундаментальные процессы в глубине общества.
Нынешняя российская «абсолютистская» ментальность – не случайный выверт сознания, тем более странный, что в школах и институтах многие из ее носителей успели поизучать хоть и сомнительную, но все же намного более продвинутую теорию.
Устройство современного российского общества поразительно похоже на то, которое характерно для абсолютной монархии. Замените землю - на нефть, газ, никель и прочие ресурсы, более востребованные на мировом рынке, а феодалов - на персонажей известного исследования про «власть семей» - и мы получим просто поразительное сходство! Конечно, вассалы сегодняшних феодалов не надевают доспехов по зову сюзерена – а переводят деньги счета «нужного» кандидата на выборах, или сажают своих «крепостных» в автобусы и везут участвовать в заказных митингах или «каруселях» - но разница невелика.
«Крепостные», разумеется, не возражают – поскольку не мыслят жизни вне привычной госслужбы или «естественной монополии», и неистребимой веры в то, что «все решено» всесильными господами. Монарх в долгу не остается, и ведет себя как положено – борется с феодалами-ренегатами, угрожающими стабильности монархии в целом (Ходорковский), подавляет выступления «черни» против феодалов (Химки, Хопер, застройка в любом мегаполисе), одаривает феодалов новыми ресурсами (бурение в Арктике, многочисленные сырьевые и строительные мегапроекты).
Не случайно людей, пытающихся бросить вызов такому порядку, окрестили «креативным классом» - в большинстве своем это представители «свободных профессий», не столь жестко вписанных в феодальную экономику. Победить им мешает вот что:
1. Малочисленность – неофеодальной экономике не требуется большого количества квалифицированных свободных людей, она постоянно выдавливает их излишки в эмиграцию, заводя взамен гастарбайтеров, более подходящих на роль «крепостных»
2. Неспособность (пока?) сбросить шоры «монархического» мировоззрения, в результате чего недовольство новым феодализмом трансформируется в недовольство личностью «монарха». Когда в результате их протестов, болезни, или старости «монарху» придется уйти – не сомневаюсь, на его место у феодалов найдется достойный кандидат. Разумеется , возможна и временная грызня за власть между феодальными кланами – но это вписывается в концепцию нового средневековья.
История, к счастью, подсказывает выход из тупика. Только постепенная замена ресурсной экономики на экономику человеческого капитала – способна прочно и необратимо изменить к лучшему ситуацию в стране. Причем в 21 веке это намного важнее, чем в 18-м – ведь ресурсная экономика означает сегодня не только деградацию общества, но и неисправимое разрушение окружающей среды, угрожающее будущему не только нашей страны, но и цивилизации в целом. Считаю, что обнародование концепции «экологической тропы» - чуть ли не первый шаг в правильном направлении, предпринятый представителями «креативного класса» сознательно, а не инстинктивно. Посмотрим, какими будут следующие.
Пост можно прочесть здесь - http://from-khimki.livejournal.com/5261.html
Назад