0,1% энергии – из альтернативных возобновляемых источников
Сегодня России уже не по карману та энергорасточительность, которая была в стране нормой многие десятилетия.
Об актуальности энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии рассказал заведующий кафедрой теплоэнергетики ОГУ, кандидат технических наук Виталий Соколов.
В настоящий момент необходимость энергосбережения и энергоэффективности продиктована велением времени. Активное потребление природного топлива (нефти, газа, угля) крайне отрицательно отражается на экологии и экономике государства. Стимулом к внедрению в стране современных энергосберегающих технологий стал Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В соответствии с этим документом прописывается необходимость уменьшения потребления исчерпаемых природных ресурсов за счет альтернативных возобновляемых источников энергии. Их доля должна составлять к 2020 году 4% от общей доли получаемой тепловой, электрической энергии. В настоящее время в России этот показатель составляет меньше 0,1%.
Кроме того, в этом вопросе нужно отладить правовую базу. До тех пор, пока у нас не будет законодательно прописана необходимость приобретения энергии от нетрадиционных источников, мы будем получать юридическую и экономическую проблему целесообразности внедрения этих источников.
Чего нет во многих европейских странах, где в большом количестве используются альтернативные источники энергии. Производимая от них тепловая и электрическая энергия стоит дороже, но потребители, работающие с энергетическим носителем, не страдают от увеличения стоимости энергии. Государство берет на себя налоговое бремя. А генерирующая компания просто по закону обязана приобрести электроэнергию, производимую за счет работы альтернативного источника энергии. В свою очередь производители энергии обязаны пустить прибыль на развитие техники и технологий.
К сожалению, в России, как показывает практика, мы с трудом отказываемся от привычных для нас технологий отопления, освещения. Взять, например, Ириклинскую ГРЭС. По принципу своего действия она предназначена для выработки электрической энергии. Соответственно та громадная тепловая составляющая, которая могла бы быть использована в ходе технологического процесса, просто утилизируется в Ириклинском водохранилище - без возможности полезного использования. Так, приблизительно 60% сожженного газа выбрасывается в виде тепла в окружающую среду. Получается, что около 2/3 энергетического ресурса мы используем неэффективно. Но мы не можем отказаться от этой технологии, так как на ее демонтаж и создание новой потребуется значительное время.
Проблема энергосбережения и энергоэффективности российской экономики ставит задачу и перед государственными образовательными учреждениями страны. Для того чтобы выполнить вышеупомянутый федеральный закон, по сути, необходимо в масштабах всей страны провести подготовку кадров. Ведь использование тех же ветроустановок требует высокой квалификации специалистов, которые будут заниматься первичным монтажом, обслуживанием такого оборудования.
Прошли те времена, когда в котельной мог работать полуграмотный оператор, который поддерживал отопительный график, написанный на бумажке, по термометру за окном. Сейчас здесь работает автоматика, и для ее обслуживания нужна специальная подготовка.
Но важно не только знакомить студентов с методиками проектирования альтернативных источников энергии. Задача образования – установить свои «стимулы» к энергосбережению, сформировав у будущих специалистов осознанное отношение к проблеме повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, - заключил эксперт.
Назад