Казахстан глазами русского. Люди и города
Давайте поговорим про Казахстан с позиции ничего не знающего о нём гражданина России.
Несмотря на то, что живу я в городе на границе с Казахстаном, впервые попасть к соседям мне довелось сравнительно недавно – в 2010 году. С тех пор я был там неоднократно и сумел за рулём изучить область от г. Актобе (Актюбинска) до г. Атырау (Гурьев), побывав в самых разнообразных жизненных ситуациях. Самые яркие впечатления – первые, поэтому и буду вспоминать, что произвело на меня наибольшее впечатление именно во время первых поездок в Казахстан.
Первый контакт
Забегая вперёд, скажу, что главной отличительной чертой казахов, после тесного знакомства с ними, считаю непосредственность (вторая яркая черта – любовь к внешнему эффекту). Многие путают её с необразованностью, дикостью и азиатчиной, но это не так. Это именно незамутнённая, местами наивная, почти детская непосредственность, которая лично мне сходу полюбилась.
На таможне казахстанские пограничники предупредили нас, что на территории Казахстана нужно ездить с местной автостраховкой, иначе нас ждёт суровое наказание (там вообще очень суровые наказания на дороге, но об этом позже). Страховку можно будет купить в ближайшей деревне. На вопрос - где именно - был дан ответ: «Ну, там вывеска такая - «страховка» и ещё «бэха» белая стоит (слово «бэха» было произнесено с нескрываемой гордостью, как будто это была машина самого пограничника)». Ладно, поехали…
Актобе
Дорога в 100 с не большим километров от границы до Актобе – это сущий ад. Тягаться ней могут только разве что дороги Башкирии. Дорога настолько плоха, что автомобилисты в некоторых местах проложили параллельный путь по степи. Некоторые подъёмы заставили содрогнуться, представляя участь бедных водителей большегрузов на них, особенно зимой. Определённо, дороги – такая же беда для Казахстана, как и для России.
Только перед самым Актобе нас встретило приличное дорожное покрытие, позволившее переключить на долгожданную четвёртую передачу и облегчённо откинуться на спинки кресел. Одновременно с этим, стал меняться и пейзаж за окном – редкие деревушки сменились коттеджными посёлками, а вскоре, по правую сторону, распласталось что-то внушительное, огороженное узорным забором и набирающей силу зеленью. Как потом объяснили – это летняя резиденция Нурсултана Назарбаева, куда вход праздношатающимся, естественно, закрыт.
Мы ожидали чего угодно, но только ни этого. Проехав всего сто километров от нашего депрессивного промышленного города (примерно такого же по численности населения, как и Актобе), мы будто попали в какой-то не самый большой, но благоустроенный европейский центр. Нет, правда: во-первых, широкие проезжие части, перестроение по полосам, которых нам, как дремучим провинциалам, далось не сразу. Во-вторых, современная европейская архитектура – бетон, стекло, первые этажи зданий изобилуют вывесками. Это уже не облезлая от старости доска с намалёванным на ней «Шолпан» – это «Адидас», «Мерседес-бенц», всякие модные бренды одежды и «Айсторы».
Кстати, русских машин здесь почти нет. Массовый автолюбитель ездит на подержанных «немцах» – старенькие «пассаты» и «омеги» в большом ходу, особенно в кузове универсал. Те, кто побогаче, ездят на дорогих японцах. Такое количество «Тойота Лэнд Крузеров» на дорогах можно наблюдать разве что в Токио или во Владивостоке. Те же, кто зарабатывает особенно хорошо, предпочитают новые «БМВ» -- машина дорогая в обслуживании, не самая приспособленная для местных условий, но, несомненно, «понтовая».
Люди
Выходя на улицы Актобе, в глаза сразу бросается их стерильная чистота. Эта чистота вновь повергает меня в тяжёлое раздумье. Почему в ста километрах от этого места тяжело пройтись по центральному проспекту, не наступив в смачно размазанную по асфальту соплю или в разорванную пачку из-под чипсов? Что здесь, люди другие или полиция строже наказывает тех, кто мусорит (полиции на улице, кстати, я здесь вообще не замечал)? А может, это Назарбаев с плакатов внушает такой трепет горожанам?
Позже мы попали на площадь с изумительной белой мечетью и уютным парком перед ней (напротив, кстати, возвышается не менее изумительная церковь). Перед мечетью к фонарикам прикреплены аккуратные таблички с надписью: «Чистота – половина веры». Может быть, в этом секрет опрятности казахского города?
Ещё одна отличительная черта – на улице очень много мужчин в деловых костюмах. Столь же аккуратных, как и окружающие аллеи. Женщины же одеваются довольно неброско, будто намеренно стараются не выделяться из толпы. Молодёжь выглядит, как и подобает современной молодёжи, – в модных, на тот момент, мешковатых штанах, толстовках и с рюкзаками. В общем, ещё один разрыв шаблона для приготовившихся увидеть юрты с дикарями посреди голой степи.
Я вообще поймал себя на мысли, что воспринимаю Казахстан как какой-нибудь оголтелый европеец, впервые приехавший в Россию, и удивляющийся, что его не встречают пьяные медведи с балалайками. А ведь меня никто специально не настраивал, и невежество моё крылось исключительно в недостатке сведений о современном Казахстане, который мозг восполнял типовыми шаблонами.
Люди здесь очень открыты – заговорить можно с любым встречным и о чём угодно. Кстати, никаких проблем с языком у нас не было. Дети изучают в школе русский, казахский, один иностранный язык на выбор и, в обязательном порядке, русскую литературу.
Кстати, о языке. Казахский язык очень похож на татарский, башкирский (относятся к одной подгруппе тюркских языков), имеет некоторое сходство с азербайджанским и турецким (другая подгруппа). К нему быстро привыкаешь.
Назад