Если вы пересечете проспект Дзержинского от современного комплекса «Север» и пройдете за бывшее кафе «Абордаж», сейчас там пара ресторанов, вы тут же увидите совсем другой Степной поселок. Старенький, маленький двухэтажный район, окруженный со всех сторон многоэтажками. Именно с этих 8 домиков и начинался в 1952 году в голой степи Степной. Все домики сегодня числятся за улицей Конституции СССР с разными дробями, но под всего двумя номерами - 22 и 24.
Конечно, были и картонные бараки и сборные домики и деревянные времянки. На месте ТК «Север» был, например, целый жилой поселок, состоявший из бытовок и бараков. Но именно эти домики еще при Сталине стали первыми от новенького Шелкового комбината, которые построили всерьез и надолго. Это были полноценные квартиры для семей ткачих и руководителей.
Потом уже в конце 60-х вокруг этих домиков стали строить четырех - и пятиэтажные хрущевки. В пятиэтажке был построен большой магазин «Сакмара» с другой стороны райончика выстроили детские сады и примерно в одно время школу. Ей досталась цифра 10. Тогда же проложили и хорошую асфальтированную дорогу до поселка Кушкуль, Пустили рейсовый автобус. Заложили новую Юбилейную улицу. По другую сторону улицы Театральной и Юбилейной строительство развернулось только в начале 70-х. Здесь заложили свой микрорайон нефтяники и геологоразведчики.
Трем или четырем домикам повезло - здесь провели пару лет назад капитальный ремонт, покраску, благоустроили территорию, установили детские площадки.
А вот этому дому, который представлен на фото, не везет больше всех - он разбит на две половины. Одна - жилая, где располагаются 6 семей, а вторая не жилая. Постоянно тормошимая горимуществом. То в ней магазин, то еще какие учреждения, то инвалиды, то вообще год стоит - мальчишки лазают, бьют стекла. Но такое соседства жителям как-то не очень нравится. Капремонт не проводился в доме лет 30, в жильцах почти сплошь ветераны труда. То есть, что бы было понятно всяким «оренбургским мужчинам» - внутренние стены и полы могут быть приватизированы и принадлежать старичкам. Все внешнее так и остается муниципальным. То есть сменить оконную раму я могу, а вот сделать окно чуть шире - нет. Собственник жилья должен провести экспертизу и дать заключение, но все это он делать не будет – скажет: нет денег и, если я самостоятельно расширю окно - с меня штрафы и судебные разбирательства. Приватизация у нас через одно место. Проведенная частично. И все это не частные дома, в которых что хочу-то и ворочу...
Земля и небо - хотя стоят домики, то рядом, практически прижавшись друг к другу. Но заметьте - это сталинки, а значит у них и потолок выше и комнаты шире, хотя и окошечки могут быть небольшими, но изнутри квартирки могут казаться и просторнее и светлее. Разве, что санузел может быть совмещен.
Еще одно чудо оставшееся от советского времени - общага. Это одно единственное здание среди малышей - так и оставшаяся общага. То есть коммуналка. Но раньше и это было лучше вагончика. А сейчас - не понятно, что со всем этим делать.
А вообще, если вот так по уму с заборчиками и пристройками - это получается чуть ли не элитным жильем. С отдельными выходами, но все ж надо делать по уму. Вот, пожалуйста - родня на барбекю. И ничего.
И это художественная самодеятельность по расширению жизненного пространства. Да и мансарды или как их правильно называют - так же симпатичное начинание. При желании все это может выглядеть как конфетки, а не как анахронизм советской действительности.
Вот такая история Степного поселка. Последний двухэтажный домик появился здесь уже вместе с соседними пятиэтажками уже в начале 70-х. Он так и прололжает стоять в сторонке - вываливаясь из общего архитектурного ансамбля псевдосталинского ампира. С мансардами, балкончиками и колоннами. Обычная хрущевская коробка.
koscha