Усадьба Аксаковых: экскурсия при свечах и зазывы чудища
Вечером мы прибыли в музей-усадьбу Аксаковых.
Быстро разместившись в комнатах, мы отправились по аксаковской роще на прогулку. Откуда-то неистово раздавался крик не то медведицы, не то рассерчавшего птеродактиля, не то коровы-роженицы – фотографы предлагали версии каждый на свой лад. Мы проходим узкими, выстланными галькой тропами мимо беседки, пруда, резных скамеек, вековых деревьев. Путешествуя на неистовый звук и разглядывая красоты, мы выходим к настоящей избушке на курьих ножках. Рев утихает, мы сказочно стучимся в ежкин дом, но в ответ тишина. Чудище из «Аленького цветочка» не стало пугать корреспондентов. Лучше нам покинуть сие зловещие место, и мы уходим. По пути нам встречается водяной, чуть позже барышни-крестьянки в народных сарафанах и кокошниках. Повсюду чувствуется душевная поэтичность, тишина и атмосферность.
Фотографы дотошно фотографируют каждую мелочь, каждую девушку, каждое сказочное местечко. Им в помощь мягкие лучи нежного закатно-лакомого солнца. Но вот и стемнело. Нашу группу ждет самое интересное – ночная экскурсия по музею-усадьбе.
По темным тропкам нас проводит мужчина в сюртуке со свечей-фонарем в руках. На пороге имения нас уже ждет экскурсовод. В доме таинственно полутемно, пахнет теплым воском зажжённых свечей. Здесь уютно и как-то душевно хорошо.
В первой комнате, в которую нас заводят, ждет дедушка Аксакова –Степан Михайлович, подсчитывающий что-то на счетах и зовущий бабушку семейства, ласково величая ее Аришенькой. Мы проходим во вторую комнату, где застаем ее за молитвой, чуть позже она садится за стол и, звоня в бронзовый колокольчик, отдает приказы.
Третья комната самая маленькая и выполняла роль семейной столовой. Здесь у Аксаковых всегда стоял самовар, семья любила травяной чай, а уже готовые яства им приносили еще горячими приготовленными на летней кухне за речкой Бугурусланкой.
В следующей комнате мы застаем брата и сестру Аксаковых: он – молится, она – раскладывает пасьянс, после горячего непродолжительного диалога они скрываются за дверью в другую комнату, где семилетнему Сереже Аксакову нянюшка Пелагея рассказывает ту самую сказку про Аленький цветочек. Но вспомнив любимую Пелагеюшку, великий писатель запишет ее только через 50 лет.
Погуляв по ночному саду, мы возвращаемся в дом, чтобы искупаться в аксаковской бане и выпить чай. Столы ломятся от всевозможных кушаний, за чашкой чая я разговариваю с директором, экскурсоводом и актрисой музея-усадьбы. Они взахлеб рассказывают разные интересные истории. Например, как к ним приезжал писатель и журналист Василий Песков и сидя здесь, за этим самым деревянным столом не останавливаясь, рассказывал о своих путешествиях. Как к ним приезжали многие другие известные писатели, актеры, звезды шоу-бизнеса, политики. Как круглогодично у них гостят экскурсионные группы с самых отдаленных кусочков света. «Китайцы очень удивили нас своей дотошностью, желанием обо всем расспросить, все узнать – получасовая экскурсия уже не с первой группой растягивается на два часа», - рассказала директор музея-усадьбы Тамара Хиль
Кстати, актеров для участия в инсценированной экскурсии набирают из числа местных – кто-то утром встает, чтобы доить коров, кто-то, что бы учить детей в сельской школе. Занимателен тот факт, что семилетнего Сереженьку Аксакова играет девочка: «Быстро растет девчонка, уже грудь начинает очерчиваться – не знаем как и спрятать, а ведь с детьми в постановке сложно, ночь на дворе, нужно чтобы и кто-то из родителей был задействован в спектакле. А так кто отпустит ребенка играть маленького Аксакова ночью?».
Утром мы еще раз осматриваем поразившее таинственностью имение знатного, имеющего 700-летнюю историю дворянского рода Аксаковых. Сейчас в усадьбу Аксаковых приехал с визитом губернатор Юрий Берг, а мы отправляемся в путь. Следующая остановка – Бузулукский бор.
Назад