Марина Туркина
С корреспондентом журнала «Вертикаль» беседует художественный руководитель и дирижер детского хора «Новые имена Марина Туркина.
- Марина Алексеевна, в творческой копилке Вашего коллектива немало фестивальных и гастрольных поездок, конкурсных состязаний, встреч с именитыми музыкантами и певцами. Лето нынешнего года тоже не обделило вас знаменательными событиями. Их можно считать очередными или все-таки этапными?
- Скорее, это следующая ступень на лестнице, ведущей вверх. Поступательное движение невозможно без последовательного освоения глубины и широты музыкального наследия, наращивания творческого ресурса. Победы этого года могли и не случиться, не будь предыдущих завоеваний, а главное, постоянных кропотливых репетиций, во время которых дети не просто разучивают очередное хоровое сочинение, но попутно получают общие навыки вокала, приобретают теоретические познания в певческом искусстве.
- Знатоки утверждают, что творческому багажу «Новых имен» может позавидовать иной взрослый коллектив.
- Помимо того, что мы накопили обширную коллекцию чисто детских произведений, ребята поют духовную музыку, фольклор, классику, джаз, рок. А еще они любят исполнять песни народов мира - на итальянском, испанском, французском, немецком, английском, азербайджанском, казахском языках, даже на латыни. Настоящим ноу-хау стала битлз-сюита – масштабная программа песен из репертуара знаменитой ливерпульской четверки. Хорошая музыка, близкая детям, существует в разных жанрах.
- А почему Вы отдали предпочтение детскому хору? С ним же гораздо больше хлопот, чем с обычным взрослым коллективом.
- Во мне изначально любовь к детям преобладает над всеми рациональными доводами. Звучание детских голосов меня зачаровывает, кажется, это ангелы спустились на землю. Если бы у меня был взрослый хор, я бы, наверное, и его заставила петь ангельскими голосами. Видимо, такова природа моего слуха. Когда поют мужчины или женщины, это воспринимается как должное. Если же талантливо поют дети – случается чудо. Мне нравится творить чудо: тогда душа возносится к небесам, и я не дирижирую, а летаю.
- В мае прошлого года Ваши дети покорили экспертов и слушателей на двенадцатом Международном детско-юношеском хоровом конкурсе-фестивале «Звучит Москва», а также на втором Всероссийском конкурсе «Музыкальная Московия». Расскажите об этом поподробнее.
- Первый из них собрал восемь тысяч участников, около восьмидесяти коллективов из десяти стран, причем там присутствовали исполнители и консерваторского уровня, а конкурсантов оценивало международное жюри, во главе с профессором Московской государственной консерватории, народным артистом и заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Валерием Калистратовым. Нас определили во взрослую категорию, поскольку мы привезли достаточно сложную программу для смешанного хора: произведения Рахманинова, Мендельсона, американский джаз, русскую народную «Барыню» и даже песню на казахском языке, стихи к которой написал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В результате на обоих фестивалях нам присудили высшие награды. Всего в тот раз мы увезли из столицы семь специальных дипломов. А за весь 2012-й год заработали четыре Гран-при.
- К тому же лично Вы получили именной диплом как лучший дирижер фестиваля. Признайтесь, это ведь очень лестно?
- Но еще больше ответственно! Мне пришлось «отрабатывать» награду - руководить в Большом концертном зале Московской консерватории имени Чайковского свободным хором в финале конкурса. Я, конечно, справилась, но сколько было волнений!
- Теперь давайте вернемся в недавний июнь. Как родился американский проект, ведь это не просто – взять да приехать в США, давайте, мол, мы вам споем…
- Идея вынашивалась не один год, но приобрела конкретный облик именно после прошлогоднего триумфа. Захотелось определить очередную цель и достичь ее.
Через московских друзей мы познакомились с Мариной Ковалевой, президентом Русско-Американского фонда. Она является организатором ежегодного фестиваля русской культуры «Наше наследие», проводимого в Нью-Йорке при содействии мэра и администрации города. Вот уже одиннадцатый год подряд в течение тридцати дней этот международный проект продолжает традицию знакомства американской публики с русской культурой. Фестиваль не имеет аналогов в США и ежегодно привлекает более 100 тысяч посетителей. Афиша включает в себя выступления коллективов современного и народного танца, художественные и фотографические выставки, народные гуляния, концерты симфонической и популярной музыки, спортивно-оздоровительные ярмарки и другие интересные акции. Обо всем этом мы узнали от Марины Ковалевой, а она услышала записи с нашими выступлениями и пригласила на свой фестиваль, содействие которому оказывают МИД России и лично генеральный консул РФ в Нью-Йорке, послы России в США и ООН.
- За последние двадцать лет Вы - первый оренбургский коллектив, презентация которого состоялась в Соединенных Штатах. Как все проходило?
- Торжественное открытие фестиваля прошло в зале древнеегипетского искусства крупнейшего музея Метрополитен. На церемонии собрались известные артисты и художники, политики и дипломаты, сенаторы и конгрессмены, спонсоры и главы крупных американских компаний... Все фестивальные мероприятия освещались прессой. О наших успехах сообщили информагентство «ИТАР-ТАСС», газета«New York Post», телеканал «RTVi», другие американские СМИ. Вот лишь пара цитат из русскоязычных газет:
«Хор «Новые имена» покорил своим высоким вокальным мастерством и профессионализмом…В его репертуаре произведения Чайковского, Моцарта, других европейских композиторов, народные песни и даже американские спиричуэлс. Специально для концертов в Нью-Йорке он подготовил песню « I Love America».
В другом издании нам посвящена отдельная публикация. В ней акцент сделан на сольном концерте, который состоялся по приглашению Русского клуба в штаб-квартире ООН. Это было 12 июня, в День России.
- Это когда хор начал программу Гимном России, а закончил гимном Оренбурга?
- Да. Но я лучше прочитаю вам текст из газетной заметки.
«Несмотря на то, что, по сути, для хора это был экспромт (буквально на ходу ребятам приходилось переодеваться, потом самостоятельно приспосабливать для выступления предоставленный им конференц-зал), они ни на минуту не растерялись, проявили мастерство и артистизм, исполнив почти часовую программу, причем a capella… Мало сказать, что в «Новых именах» юноши и девушки обладают хорошими голосами. Они исполняют произведения с достаточно сложной полифонией, причем все аранжировки принадлежат руководителю Марине Туркиной».
Добавлю, что наши выступления с успехом прошли в Манхэттене, Бруклине, в протестантской церкви Гарлема. За 15 дней мы дали 10 концертов на сценических площадках штата Нью-Йорк. А в свободное время нам организовали экскурсию по этому грандиозному городу, однодневную поездку в Вашингтон и даже на Ниагарский водопад.
- Хочу добавить еще один штрих к вашей коллективной биографии: прежде чем отправиться за океан, хор успел и в этом году продемонстрировать свое мастерство московской публике. Как это вы успели?!
- Все происходило стремительно: прибыли в столицу, выступили, на следующий день вылетели в Америку. Московский фестиваль проводится под патронажем Комитета Госдумы и лично народного артиста СССР Иосифа Кобзона. Разве можно было отказаться от такого предложения! Нам довелось не только познакомиться с мэтром российской эстрады, но и петь вместе с ним на сцене концертного зала знаменитого Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александрова. О том, какое впечатление мы произвели на столичных ценителей хорового искусства, свидетельствует Благодарственное письмо, направленное на имя нашего губернатора. В нем организаторы выразили Юрию Александровичу «благодарность за помощь в проведении благотворительного концерта «Союз талантов России» и вклад в патриотическое воспитание российской молодежи».
- Марина Алексеевна, Вы создали вокруг себя такую насыщенную творческую атмосферу, как будто каждый Ваш год вмещает пятилетку. Кажется, «Новые имена» были всегда, без них просто невозможно представить культурную жизнь города. Наверное, чтобы понять, откуда берется столь мощная личностная энергетика, надо проследить ее истоки. Вы коренная оренбурженка?
- Фактически я родилась в Орске, но уже через две недели мама привезла меня в Оренбург, здесь мне выписали свидетельство о рождении, здесь я выросла. Мы рано потеряли отца, мать воспитывала троих детей одна, без мужа. Жили в большой бедности.
- А когда появился интерес к музыке?
- Она была единственной отрадой, окружала меня с детства, хотя родители не имели профессионального отношения к искусству. Просто любили петь. Сколько помню себя, все праздники, семейные застолья или вечеринки не обходились без песен и танцев. В доме был баян, на нем учились играть брат, потом сестра. Еще повлиял двоюродный брат: сейчас он возглавляет в Орске музыкальную школу, а когда учился, то жил у нас. Я тогда, как говорят, под стол пешком ходила, брат на моих глазах занимался музыкой, и я все впитывала в себя как губка. Вопрос, идти ли в музыкальную школу, даже не ставился, просто мама привела меня в ДШИ № 4. Там оценили мой слух, назвав его идеальным, и посоветовали отдать на хоровое отделение, которое только что открылось.
Первые два года я ходила на занятия без особого интереса. А на третий к нам пришла новый педагог Валентина Леонидовна Спицына (потом она стала Фирсовой). И все - я влюбилась в нее так, что уже не просто ходила, а летала в школу как на праздник. Именно тогда во мне созрело желание стать дирижером – такой, как Валентина Леонидовна. В то время я даже игры придумывала на свой лад: расставляла всех кукол в ряд и дирижировала перед ними.
Естественно, после окончания школы поступила на хоровое отделение музыкального училища. Здесь мне тоже повезло на педагога: Татьяна Николаевна Шмелева переехала в Оренбург из Казани, и я была у нее первой ученицей. С ее легкой руки определилась и дальнейшая учеба в Казанской консерватории. Там я вновь оказалась в надежных руках первоклассных наставников. Ими оказались профессор Алевтина Владимировна Булдакова и Семен Абрамович Казачков - основатель казанской хоровой школы, завкафедрой хорового дирижирования, почетный доктор и профессор КГК, заслуженный деятель искусств РСФСР.
- Чтобы закрыть образовательную тему, стоит напомнить, что пока Вы преподавали в нашем институте искусств, успели окончить еще и аспирантуру…
- Да, на этот раз в Уфимской академии искусств, под руководством профессора кафедры хорового дирижирования, заслуженного деятеля искусств России и РБ, народной артистки Башкортостана Эльвиры Хайретдиновны Гайфуллиной.
- Первый период Вашего творческого становления, который закончился в 1992 году получением диплома, на первый взгляд, проходил безоблачно и успешно. Так ли?
- Что Вы! Все было, и радости и беды. В консерваторские годы учебы я успела на первом курсе выйти замуж, родить сына, а потом потерять маму, пережить распад первого брака.
- Но уж с трудоустройством у специалиста с консерваторским образованием, надеюсь, не было проблем?!
- Да как сказать… Поначалу пришлось помыкаться. Наконец, взяли в музыкальную школу, которая только открывалась при гарнизонном Доме офицеров. Я организовала хор, и через два года он начал занимать призовые места на городских смотрах. Когда на конкурсе юных дарований мои дети стали первыми, меня пригласили работать в ДШИ № 6. Это был очень удобный вариант, так как школа находилась через дорогу от моего дома. Там я проработала шесть лет. Под моим руководством младший и старший хоры сумели сделать заметный прорыв, неоднократно стать лауреатами. Но, в конце концов, и я сама, и мои питомцы выросли из школьных штанишек.
- Думаю, настала пора для совсем уж личного вопроса. Когда в Вашей жизни появился муж и продюсер Лев Александрович Назаров?
- Это был период затянувшейся перестройки. Он вернулся в Оренбург из другого города с дипломом торгового института и год не мог найти достойной работы. К тому же оказался, как и я, в одиночестве. Как-то одна из родственниц ему предложила: «Могу познакомить тебя с богатой аптекаршей или с нищей музыкантшей». Вот так нас и свели. То есть сначала возникли личные отношения, а потом – общее дело. Но три года мы выживали как могли: я шила панамки, чтобы хоть чуть-чуть пополнить мизерный бюджет музработника, потом мы торговали вещами, взятыми на кредит…
В конце концов, Лев стал меня донимать: у тебя лучший в городе детский хор, сколько можно прозябать в ранге школьного коллектива? К тому времени мои ребята были лауреатами Международного конкурса "Роза ветров. Самара-Москва-транзит", побывали в летней творческой школе Тольятти, где их выступление понравилось всем, особенно присутствующим там преподавателям Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, профессорам из США и Австрии.
И однажды мы с Львом, будучи уже не только супругами, но и соратниками, пришли со своей идеей на прием к мэру Оренбурга Геннадию Павловичу Донковцеву. Он нас внимательно выслушал, и 8 июля 1998 года вышло подписанное им распоряжение о создании на базе ДШИ № 6 муниципального детского хора. Так родился коллектив «Новые имена». Вскоре и областное руководство стало нас привечать, приглашая к участию в различных правительственных концертах. Ровно через год тогда начальник управления культуры Виктор Васильевич Ренев предложил нам перейти под юрисдикцию областной филармонии. К слову, не без гордости хочу сказать о том, что Лев Александрович, став продюсером, серьезно взялся за повышение образования. К музыкальной школе он добавил сначала наш колледж культуры, а потом окончил Челябинскую академию искусств, получив специализацию режиссера театра, кино, телевидения и массовых представлений.
- Сейчас много говорят о возрождении хорового исполнительства, создании всероссийского хорового общества. Что Вы думаете по этому поводу?
- Надо понимать, для чего это делается. Как говорит мой муж, должны петь все – от уборщиц до банкиров. Почему банкиров? А тогда они осознают, какое это великое искусство и начнут вкладывать в его развитие средства. Немногие понимают, что в новых экономических условиях развитие культуры невозможно без элементов бизнеса. Для роста своего коллектива мы не однажды брали кредиты, чтобы реализовать новые проекты. К примеру, нам предложили выступить на юбилее столичной газеты «Музыкальное обозрение». И не кто-нибудь пригласил, а лично заместитель главного редактора газеты, актер, музыковед, хормейстер, заслуженный деятель искусств России (к сожалению ныне уже покойный) Петр Васильевич Меркурьев! Мы взяли кредит и повезли детей на юбилейное торжество. Через несколько лет вышел номер «Музыкального обозрения» со статьей о нас, которая называлась «Безумству храбрых поем мы славу». Как выяснили музыковеды, наш хор оказался единственным, кто исполнил «Реквием» Моцарта с солистами-детьми! Во все времена сольные партии в этом шедевре пели только профессиональные вокалисты.
- А как учатся Ваши ребята в обычной школе?
- Каждый год в мае мы подводим итоги. Обычно у нас два-три человека имеют по паре-тройке годовых «удов», процентов 70 из состава переходят в следующий класс хорошистами, около 30 процентов - отличники. Ежегодно мы поем на церемониях вручения выпускникам золотых и серебряных медалей. Среди награждаемых обязательно обнаруживаются и воспитанники хора. Из наших детей вырастает поколение полноценных граждан. Они с детства привыкают вкалывать и видят результаты своего труда. При этом мы не ставим перед собой задачи сделать всех профессиональными музыкантами. Из многих получились хорошие врачи, инженеры, производственники, геологи, гуманитарии различных направлений.
- Ваши поклонники утверждают, что Вы – одна из немногих оренбургских женщин, имеющих все губернаторские премии. «Учитель года», «Оренбургская лира», «Женщина года» уже у всех на слуху, а вот о премии «Общественное признание» знают немногие. Что это за награда?
- Она была вручена мне в номинации, которая называется «Мама успешных детей». Я считаю ее «достижением по совокупности», имея в виду, что меня наградили не только за собственного сына, но и за всех моих воспитанников. Через наше творческое содружество прошло более двух тысяч детей, в настоящее время в разных возрастных группах занимается свыше150 ребят. Многие бывшие хористы учатся в Оренбургском государственном институте искусств имени Ростроповичей, престижных учебных заведениях других городов, начинают профессиональную карьеру в известных столичных коллективах. Только за последнее время Вера Шишкина окончила училище Римского-Корсакова при Санкт-Петербургской консерватории, Сабина Жалмухамедова и Елизавета Мазанова заканчивают учебу там же, Сергей Петрищев поет в академическом камерном хоре под управлением Владимира Минина, Павел Сушков поступает в хор Александрова, Павел Балабанов работает в ансамбле «Беловежская пуща» при «Песнярах». Мы своих одаренных детей продвигаем порой даже в ущерб себе, отсылая их в другие города. Они покидают наш коллектив, но зато мы знаем, что у них есть будущее.
- Вы еще ничего не сказали о сыне.
- Илья окончил музыкальную школу в Оренбурге, потом хоровое училище имени Глинки и консерваторию в Санкт-Петербурге. Мечтает продолжить учебу, чтобы стать дирижером симфонического оркестра.
- Слышала, что во время церемонии вручения премии «Общественное признание» Вам приготовили трогательный сюрприз. Какой?
- Детей, которые уже разъехались по разным городам, смогли записать на камеру, они пели и поздравляли нас с экрана. Вдруг объявляют моего сына. Оказывается, ему втайне от меня организовали приезд из Питера. Мы с ним не виделись год, и вот он выходит на сцену! Невозможно было сдержать слезы…
- «Все начинается с любви» - под таким названием 30 ноября 2012 года прошел концерт, посвященный 25-летию Вашей творческой деятельности. Любовь - ключевое слово для Вас, Марина Алексеевна?
- Частенько, когда мы приезжаем из зарубежья, нам говорят: а почему бы вам не остаться работать в каком-нибудь обетованном уголке цивилизованного мира, для вас везде найдется работа. Многие не верят, что мы живем в старой трехкомнатной «хрущевке», не имеем машины. Но я бесконечно люблю свое детище, свой город и никогда не предам людей, с которыми шла по жизни. Поэтому я отсюда никуда не уеду. Все, что я люблю, находится здесь, в России, в Оренбурге.
- В начале июля хору «Новые имена» исполнилось 15 лет. По случаю всех Ваших последних событий в Доме Советов состоялась встреча губернатора с руководителями и участниками коллектива. Какие впечатления остались от разговора?
- Самые приятные. Юрий Александрович интересовался нашими творческими планами, совместно была намечена перспектива расширения гастрольных маршрутов, в том числе по городам и районам Оренбуржья. Мы обратились к главе региона с предложением присвоить хору статус губернаторского, чтобы поддержать талантливых воспитанников, а на гастролях представлять наш край от имени первого лица области. Если у нас хоровое общество начнется с учреждения детскому коллективу звания губернаторского, это будет гарантом государственной поддержки всему движению. Юрий Александрович пообещал рассмотреть наше предложение, поблагодарил ребят за большую работу, пожелал им здоровья и творческих успехов, вручил памятные подарки.
- Не за горами открытие нового филармонического сезона, вы к нему уже готовитесь?
- В начале сентября мы уезжаем с детьми в Анапу, где будем совмещать отдых с учебой и репетициями. Возвращаемся 26 сентября, в этот же день открываем и закрываем юбилейный концерт. В разное время хор пел со многими певцами - солистом Большого театра народным артистом России Владимиром Маториным, солистом Саратовского театра оперы и балета народным артистом СССР Леонидом Сметанниковым, российским басом из Санкт-Петербурга Владимиром Миллером, немецким басом-профундо Джоэлем Фредериксеном, кумиром 60-х годов итальянцем Робертино Лоретти. А вот с Дмитрием Хворостовским, который приглашен на празднование 70-летия филармонии, к сожалению, петь не будем. Но у нас еще все впереди!
Назад