Елена Васильева
«Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться». Эту древнюю мудрость напомнила мне преподаватель гимназии № 1 Бузулука Елена Александровна Васильева, в один день ставшая знаменитой благодаря успехам своих учеников. Своими мыслями о работе учителя, современной школе и детях XXI века она поделилась с нашим корреспондентом, став
номинантом в проекте «Человек года».
– Елена Александровна, четверо ваших учеников написали ЕГЭ по русскому языку и литературе на 100 баллов, это очень редкий случай даже для столичной школы. Что же такое Вы вложили в умы этих семнадцатилетних, что они продемонстрировали и знания, и находчивость, и умение четко и ясно изложить свои мысли?
– Я бы не сказала, что вложила что-то особенное в их умы. Скорее я постаралась пробудить в них интерес к своему предмету и привить здоровую амбициозность. Они очень многое сделали сами. Трудились непрестанно, участвовали в конкурсах различного уровня. Моя задача была предвосхитить возможные «ловушки», которые даются в тестах. Составители третьего уровня заданий единого государственного экзамена специально дают вопросы, которые не предусмотрены школьной программой, чтобы проверить общую эрудицию выпускника, его находчивость, интуицию. Я старалась эти качества тоже в ребятах развивать. Благо, что сейчас доступ к информации громадный, практически каждый ученик имеет дома компьютер с выходом в интернет. Они иногда сами задавали мне каверзные вопросы, например, по орфоэпии или стилистике. Мне постоянно надо быть в информационном поле по моему предмету.
– А Вы сами предпочитаете черпать информацию из книг или из глобальной сети?
– Больше из книг. Русский язык – это конкретика, конечно, кое-что меняется, согласно новым словарям многое становится вариантным. Как «кофе», например, можно считать существительным мужского или женского рода согласно контексту. Или, например, приставки «пре» и «при» теперь трактуются несколько иначе, чем 20 лет тому назад. Мы писали «преумножим», подразумевая близость к приставке «пере», теперь часто пишут «приумножим» и это тоже считается нормой.
Орфоэпия очень изменилась, произношение многих слов сегодня тоже вариантно. Я постоянно обращаюсь к учебникам Разумовской, Барановой, Розенталя, орфоэпическому словарю, справочнику для работников телевидения и радиовещания. У нас в школьной библиотеке все это есть, и не в одном экземпляре, старшеклассники постоянно пользуются ими, несмотря на наличие интернета в своих ноутбуках. Меня это очень радует. Мои воспитанники не дают учителю расслабляться.
– А как сложилась судьба ваших «стобалльников» после такого оглушительного успеха на ЕГЭ?
– В МГУ на филологический факультет поступила Анастасия Аипова, в высшую школу экономики – Алина Бойко, в РУДН – Анастасия Шлентова, в Московскую юридическую академию – Георгий Скрипник. Так что все вполне успешны, жду, что приедут на встречу выпускников зимой, расскажут, как в столичных вузах успехи. Конечно, они мне теперь родные, помню, как взяла этот 5 «А», как вытаскивала слабых, развивала сильных. Рада, что не зря.
– Трудно работать со слабыми? Говорят, что безграмотность – это диагноз, педагог бывает бессилен?
– Я не считаю, что работа со слабыми учениками бесполезна. Их нужно научить приемам и шаблонам, привить автоматизм. Поверьте, мне твердая тройка бывшего двоечника не менее радостна, чем победа на конкурсе отличника. Надо всем привить основы грамотности. Я уже знаю, что кому трудно дается. Одни плохо усваивают чередующиеся гласные в корнях «мак» и «мок», «плав» и «плов», никак не могут понять, почему «плавать», но «пловец». Все это надо довести до автоматизма у детей. Разные способности, разные семьи, порой родители не в состоянии помочь сами, да и репетитора взять далеко не каждая семья может. Так что, если ученик отстающий – учитель в ответе в первую очередь, надо встречаться с его родителями, уделять больше внимание на уроке.
– Трудно с родителями достигать взаимопонимания?
– Стараюсь, к любому человеку можно найти подход. Каждый любит свое дитя, надо убедить, что знания нужны сегодня, как никогда ранее. И родители идут на контакт, становятся союзниками. Я ведь родом из этого же города, из обычной семьи. Папа работал водителем, мама была рабочей на фабрике. Жили скромно, никаких репетиторов у меня не было, интернета тогда не было, только то, что дали школьные учителя и книги. Я всегда много читала, хотела быть грамотной и эрудированной. Поступила в Бузулукский педагогический колледж, а потом госпединститут в Ростове - на - Дону. Так мне хотелось мир посмотреть, что поехала не в Оренбург, а подальше, благо, что там родственники жили. А потом вернулась домой учительствовать. Чем и занимаюсь по сей день.
Корр. Чтение не оставляете? Каких писателей предпочитаете сегодня?
Васильева. Стараюсь, конечно, читать, хотя бы в выходной день. Люблю классику, недавно перечла Достоевского, «Идиот». Так отозвалось в душе и образы, и философия подтекста. С возрастом мы все воспринимаем по-другому. Надо перечитывать классику. Очень люблю Пушкина, когда проходим с детьми «Евгения Онегина», стараюсь, чтобы они как можно больше читали вслух, почувствовали прелесть пушкинских строф. И еще люблю Маяковского. Он – особенный. Рубленый стих, но за ним нежная душа. Лирику его люблю. А с детьми всегда читаем и обсуждаем «Хорошее отношение к лошадям», смотрим и слушаем это стихотворение в исполнении Вениамина Смехова. И многие плачут. Ученикам своим всегда советую больше читать классических произведений.
Хотя современные авторы тоже интересны. Пелевин – своеобразен, я не откликнулась. А вот недавно с большим удовольствием прочла стихи Олега Онуфриева и книгу Владимира Тарасова «Детям от 16 и старше».
Корр. Вы еще и завуч по учебной работе, это тоже большая нагрузка, времени на все хватает?
Васильева. В течение последних семи лет я в этой должности, ответственно, конечно, расслабиться некогда. Много времени отнимают бумаги, отчеты, проверки. Столько разных циркуляров приходит, что не успеваем отписываться. И бесконечные комиссии: КРУ, управление образования, экологи, пожарные и так далее. В январе 2013 года мы пережили 7 проверок. Но ничего, выдерживаем, стараемся, мы ведь первая и единственная гимназия в городе.
Внедрили электронную учительскую, теперь родители дома, со своего компьютера могут увидеть оценки своего чада, посещаемость. Каждый пропуск зафиксирован, родители знают об этом и меры принимают.
– От чего бы надо избавиться современной системе образования, на Ваш взгляд?
– Думаю, нужно избавить учащихся от излишних нагрузок, от этого будет только польза. Домашние задания отнимают много времени, ребята, придя из школы, должны вновь садиться за учебники, причем не на 2-3 часа, а порой на целый вечер. Подростку надо двигаться, пойти в спортзал, в танцевальный кружок. Если ребенок ежедневно посещает спортивную секцию, музыкальную школу, курсы английского, например, это приводит к тому, что не всегда в полном объеме выполнено домашнее задание. Как следствие – стресс на уроке. Страх перед вызовом к доске. Я считаю, что надо как можно больше делать на уроке, а домашние задания уменьшить. Обсуждение этих проблем ведется, но ни в какие нормативные акты это не вылилось пока.
И еще хочется, чтобы меньше стало платных конкурсов. Сейчас многие структуры делают деньги на этом. Плата за участие в конкурсе от 50 до 3-х тысяч рублей. «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Бульдог» дешевы – 50 рублей с участника. Чем выше уровень, тем дороже участие. Далеко не каждая семья может оплатить участие своего, пусть даже очень способного ребенка в престижном конкурсе. Со спонсорством тоже проблемы. Искать их не так-то просто. И для кого? Для всех? Для одного талантливого? Для одного малоимущего? Очень трудный вопрос.
Мы участвуем во всех конкурсах, но хотелось бы, чтобы они проходили не ради сбора денег, а ради того, чтобы выявить по-настоящему талантливых детей. Меня не очень радуют конкурсы ко «Дню предпринимателя» или «Энергосбережение». Что-то в этих темах искусственное, надуманное. Однако сочинения на тему «Легко ли быть депутатом» и «Конституция РФ» писали довольно активно и есть интересные работы.
Многие дети любят публичность, они с удовольствием выпускали электронную газету «Виват, гимназия». Собирали материал, рассказывали о событиях. Сейчас мы формируем новую редакцию, так как бывшие уже учатся в вузах.
– У Вас двое детей - школьников, маму радуют успехами?
– Они разные, мои мальчишки. Старший учится в 8-м классе, не отличник, но очень серьезный и основательный, спокойный. Младший – в 4-м. Отличник – но активный, моторный, непоседливый. Много дел хочет делать одновременно. Он сейчас принялся за изучение английского языка, сам пожелал, пытается читать на английском сказку о волшебнике, которую ему недавно подарили.
В целом они радуют и меня, и отца, и бабушку. Во всяком случае, стараются нас не огорчать.
– Губернатор вручил Вам «Ладу Гранта», водить машину учитесь?
– Нет, не учусь. Это прерогатива мужа. Он и старые наши «Жигули» водил, и эту теперь. Я предпочитаю пассажирское место. Дети потом освоят шоферское дело и будут заменять отца за рулем.
– Спасибо Вам за интервью, успехов во всем.
– Спасибо.
Ирина Грежевичус
Назад