Евгения Николаевна Савченко
Преданная небу
Так и хочется назвать Евгению Савченко «Небесная ласточка». Ей уже 60, а она – энергичная, подтянутая, обаятельная и очень оптимистичная – по-прежнему влюблена в небо. На ее счету 5600 (!) прыжков с парашютом. Результат, завидный даже для мужчин-десантников. Сегодня Евгения Николаевна передает свое мастерство оренбургским школьникам – воспитанникам Центра внешкольной работы «Подросток». В этом году в рамках празднования Дня матери она названа лауреатом в номинации «Женщины матери – патриоты Отчизны» и претендентом на звание «Человек года» по версии журнала «Вертикаль».
- Евгения Николаевна, почему Вы выбрали делом своей жизни столь несвойственное представительницам прекрасного пола занятие?
- Так жизнь у меня вся прошла в армии, в воздушно-десантных войсках. Я старший прапорщик. Правда, уже в отставке. «Дослужилась» и до мастера спорта СССР. Пусть это и не очень скромно, но, тем не менее, скажу: стала дважды рекордсменкой СССР и мира по парашютному спорту. Хотя, признаться, поначалу было только увлечение небом. Как у всех мальчишек и девчонок гагаринских 60-х годов. Тогда каждый грезил о космосе. И чтобы приблизить мечту, молодежь записывалась в аэроклубы. Вот и я не стала исключением: пришла в Тверской (там тогда жила) авиационно-спортивный клуб, начала заниматься. Через несколько месяцев впервые поднялась в небо и влюбилась в него навсегда. Так получилось, что первый прыжок сделала в свой день рождения, 23 января. Он и был самым лучшим подарком. Помню, высота 800 метров. Стою у двери, а внизу глубина. Страшно! Любой нормальный человек испугается. И вообще не верьте, что опытные парашютисты не боятся. Прыгать всегда страшно. Хоть первый, хоть 101-й раз. И моим воспитанникам страшно. Но ни один никогда не отказался от полета! В «Подростке» прыжок – награда за хорошую учебу, поведение. Видели бы вы, как светятся их глаза после приземления.
- Вообще-то, то количество прыжков, которое Вы совершили за свою жизнь, и их качество – просто геройство! Этому даже есть документальное подтверждение: Вы отмечены в книге рекордов Гиннеса за прыжок из стратосферы с задержкой раскрытия парашюта с высоты 15 тысяч метров!
- Нас было 10 девушек. Хотя я вообще парашютист-классик. Прыгаю с одиночной акробатикой на точность. Но и в составе команды выступаю на показательных демонстрациях. А к тому рекорду мы готовились полтора месяца. Совершили в общей сложности около 200 тренировочных выходов. И в октябре 1977 года поднялись-таки на высоту в 15 километров с целью побить аналогичный прыжок американок. Правда, те осмелились только на десятку. На такой высоте температура – минус 60 градусов. Скорость падения – 90 метров в секунду. Ближе к земле она снижается вдвое. Но такие жесткие условия для парашютисток – не тормоз. Напротив, после того, как рекорд был зафиксирован, мы решились на аналогичный – в ночное время. Незабываемые впечатления!
- Евгения Николаевна, пусть Вас это не смутит: Вы - красавица, спортсменка, Так и хочется добавить: комсомолка. Наверняка проявили себя и в общественной, партийной работе?
- Причем секретарем комсомольской организации ткацкого производства № 1 Калининского хлопчатобумажного комбината! (смеется – Авт.) Правда, сделать карьеру в этом направлении мне так и не удалось: на одних соревнованиях меня отметили и пригласили в Рязань, в Центральный спортивно-парашютный клуб, который и сделал настоящей спортсменкой и служащей ВДВ Советской армии. За все время, пока служила, удалось объездить всю страну. Раньше ведь было просто: прыгали в городах, где стояли наши части. Если погода не позволяла, соревнования переносились в другие места. Служила и в Одесском военном округе, и в Дальневосточном, где очень суровый климат. Муж – тоже десантник. Вместе работали, вместе прыгали. Вовлекли в это занятие обоих сыновей, которые первый свой прыжок совершили, когда им было по 11 лет. По правилам, правда, это можно делать только с 14-ти. Но ребята поднимались в небо под моим чутким руководством. В итоге на сегодняшний день на нашу семью приходится в общей сложности примерно 7,5 тысячи прыжков. Сыновья тоже связали свою жизнь с ВДВ. Старший – капитан (вскоре ждем его повышения в звании), младший – старший сержант контрактной службы. Между прочим, в нынешнем году участвовал в праздничном параде в Москве в честь Дня Победы. Кстати, в этом же году меня пригласили на празднование 50-летнего юбилея нашего Центрального спортивно-парашютного клуба в Рязани! Это стало огромным событием для очень многих. Приехали почти 400 выпускников! Клуб был создан по распоряжению генерала армии Василия Филипповича Маргелова – легендарного советского десантника. Среди гостей встречи был и его младший сын – Герой России Александр Маргелов. А еще приехали девушки, а точнее, конечно уже женщины в годах, бабушки, кто снимался в известном художественном фильме о летчицах «В небе только девушки». Снимал эту картину, между прочим, тоже выпускник нашей рязанской школы, воздушный, как его называют, кинооператор Роберт Николаевич Филин. И он лично присутствовал на юбилее. Вообще собралось много людей, кому было что вспомнить.
- С такой «боевой» биографией как же Вы стали педагогом?
- По увлечению парашютным спортом мы были знакомы с Сергеем Борисовичем Попцовым. Он и пригласил меня работать в «Подросток», когда наша семья «осела» в Оренбурге. Здесь, среди прочих, действовала школа «Юный десантник». Появилась идея воспитывать и парашютистов. Нашла школу в Степном поселке, № 10, которая согласилась выделить помещение, набрали мальчишек, 20 человек.
Начали заниматься. Сегодня в группе до 30 ребят разного возраста (с 5 по 9 класс). В том числе и девчонки. Дети непростые, порой из неблагополучных семей. Но мне с ними легко работать. Главное, разговаривать, как с другом и быть честной. Они очень чувствительны. Угадывают любую фальшь. Ведь, согласитесь, во время лыжного марш-броска на 80 километров или 25-километрового пешего похода не сфальшивишь: тут нужна сила, смелость, хорошая физическая подготовка и взаимовыручка. Кроме того, своих воспитанников мы, а среди преподавателей есть и выпускники школы «Подростка», знакомим с историей и развитием парашютного спорта, назначением и устройством различных армейских и спортивных парашютов, передаем навыки его укладки, рассказываем об эксплуатации, учим отработке на земле элементов прыжков до автоматизма. Ребята совершают учебно-тренировочные прыжки, изучают психологию парашютного спорта, особенности физической и волевой подготовки спортсмена-парашютиста, метеорологию. Одним словом, выпускаются из Центра полностью готовыми к службе в армии.
- И действительно идут отдавать долг Родине в воздушно-десантных войсках?
- Вот в этом году в очередной раз вернулись наши ребята из армии. Трое служили в ВДВ. Один – в спецназе. Потом, к слову, поступил в Московский военный университет. Это бывшая Академия имени Ленина. Еще один выпускник после окончания школы «Юный десантник» отправился доучиваться в Неплюевский кадетский корпус. Это было уже несколько лет назад. Сейчас он является студентом Воронежского авиационного института.
- Евгения Николаевна, а нынешние учащиеся вашей Школы проявили себя чем-нибудь?
- Четыре воспитанника участвовали в областном слете военно-патриотических клубов и объединений. В командном зачете стали абсолютными победителями. Еще четверо привезли из Анапы с всероссийских соревнований «Казачий сполох» второе место. Теперь мы продолжаем тренировки: ждем снега, чтобы встать на лыжи, и готовимся к традиционному марш-броску до Дедуровки и обратно. И, конечно, к новым прыжкам с парашютом, которые у нас пройдут в январе в башкирском городе Кумертау.
- Поделитесь, пожалуйста, секретами воспитания настоящих мужчин, граждан и патриотов Отечества, Евгения Николаевна!
- Я всегда им говорю: парашют безотказный только тогда, когда человек не захочет, чтобы он отказал. Чтобы хорошо прыгнуть, надо все знать досконально, каждую деталь, действие. И они слушают, выполняют! Очень радостно видеть, как подростки на глазах мужают, становятся взрослыми.
Ольга СОЛОВЬЕВА
Назад