Сергей Владимирович Теряев
Сергей Теряев: «Я на своей земле»
На своей земле
Холмы, перелески, прямоугольники полей, подернутых белой пеленой декабрьской пороши. Между ними разбросаны села Васильевка, Татарский Саракташ, Кульгумово, Новоселки, Райманово, Покурлей – смешение языков и народов, край России. Покурлей на языке эрзе означает не больше, не меньше реку древних кустов. По территории сельсовета протекают Сакмара и Большой Ик. Сейчас, в предзимье, весь этот ландшафтный пейзаж, не нами придуманный может быть миллион лет назад, выглядит настороженно и неброско. Но жизнь продолжается, и ритм ей задает местная производственная структура – ОАО «Саракташхлебопродукт». Производит она хлеб, молоко, мясо, ищет новые выходы на рынок. Занимается улучшением жизни своих работников. Крепкое хозяйство, которое стремится жить без долгов, платить достойную заработную плату. О том, как удается увязать вместе экономику и социальную сферу нашему корреспонденту рассказал генеральный директор предприятия Сергей Теряев – номинант на звание «Человек года» по версии журнала «Вертикаль».
- Сергей Владимирович, год 2013 не назовешь благоприятным для саракташского села?
- Засуха в начале лета, дожди в разгар уборочной – все это, конечно, сказалось на показателях. В 2012 году сумели собрать в среднем около 11 центнеров с гектара, в нынешнем – существенно меньше. В животноводстве надои удержали, думаю, на прошлогоднем уровне. А это чуть более 5 тысяч литров на корову. С кормами тоже все нормально, заготовили с хорошим запасом.
- ОАО «Саркташхлебопродукт» - многоотраслевое предприятие, причем, не только аграрное…
- Все же главное для нас – полеводство и животноводство. Хотя есть пилорама, выпускаем керамзитоблоки. Нашли средства, в том числе за счет банковских кредитов, и смонтировали зерноперерабатывающий комплекс. Стоимость – 20 миллионов рублей. Подработали свое зерно: подсолнечник, кукурузу, по-моему, около 3 тысяч тонн. Есть заказы от соседей – до нового года комплекс, а значит и люди, его обслуживающие, будут обеспечены работой. Опять же дополнительные поступления в казну предприятия. Но кредиты необходимо отдавать, а неурожайный год существенно сузил наш финансовый маневр. Вниз пошли цены на зерно.
Позволю себе пример из экономики страны. Не дай, как говорится, и спаси, но что будет со страной и с миром, если цены на нефть упадут вдвое? Коллапс? А в аграрном секторе чуть ли не вдвое падает цена за тонну зерна и ничего не происходит. То вдруг государство принимает решение: не будем продавать зерно за границу. То есть возьмем и сами себя лишим валютных поступлений в сельское хозяйство. Общим местом стали моменты, когда нам объясняют – ну мы ведь вам даем помощи 700 рублей на гектар. А на наши возражения, что в Европе дают на порядок больше, нам тут же объясняют, у нас – все по-другому, не надо на Европу смотреть. А как не смотреть, если у них литр молока – 1,5 евро, а у нас при закупках в лучшем случае 13 рублей при себестоимости продукции 12 рублей.
Иногда хочется сказать, ну если у нас рынок, давайте по его законам и жить…
- Сергей Владимирович, но ведь немало зависит и от людей, которые на земле и при земле работают. Вот вы молоко продаете не в Саракташ, а за 350 километров в Бузулук.
- Правильно. Потому что наши земляки перестали платить за нашу продукцию, а бузулучане на своем транспорте забирают молоко и своевременно за него расплачиваются. Получается, что «за морем телушка-полушка» да еще перевоз бесплатный. Бизнес ведь тоже надо уметь вести.
- Давайте с другой стороны зайдем. В 1913 году средняя урожайность по губернии составляла 60-65 пудов на круг. Тонну зерна на центнер составляет средняя урожайность в Оренбургской области, сегодня, спустя 100 лет.
- А вы не забывайте, в каком климате, на каких землях живем. Аграрники себе не враги – удобрения вносят, с вредителями борются, бывает, что получают и 20-25 центнеров зерна с гектара. И больше. Но против засухи, какая была в 2010 году никакая технология не в состоянии выстоять. И такой солнцепек у нас случается трижды в пятилетие.
- Какой выход?
- Вот в Израиле практически все хлебные поля поливные. Отсюда и урожаи.
- Так поливайте.
- Ни одно хозяйство в одиночку такие расходы не потянет. Нужно участие государства. Но оно пока не готово.
- Может быть в Европу съездить, поучиться каким-то секретам?
- Кстати сказать, когда говорят: давайте поучимся и будем жить как в Европе, отвечаю, а давайте бомжа от мусорных баков возьмем, попарим в бане, приоденем и назначим министром. Какие решения от примет? А вот если ему после бани условия создать, лет десять поучить, может на что и сгодится. Давайте идти своей дорогой, соизмерять силы и поступки. Дойдем и до Европы, а то и обгоним. Народ у нас талантливый. А в плане учебы я бы посоветовал начать с Украины. По части организации сельского хозяйства, откровенно вам скажу, многое у них можно перенять. Да и ближе, язык один – поймем друг друга быстрее.
У меня есть коллега из Башкирии. Урожаи высокие получает, надои. Так он сам, его специалисты, тем не менее, летают в Днепропетровскую область. Смотрят, учатся, перенимают, используют украинский опыт. А Европа – это уже следующий этап. Лет через десять и на их поля и фермы можно будет приезжать учиться. И в России есть регионы, где до 50 центнеров с гектара собирают, в том же Краснодарском крае. Но не сравнишь климатические условия предгорий Северного Кавказа, с близостью Черного моря, наличием влажных ветров, теплым солнцем с иссушающими суховеями Оренбургской области. И к нам нельзя с теми же мерками подходить. Мы здесь живем, хлеб растим, способны себя и всю область прокормить. Справляемся в целом с этой задачей. Но жить обязаны лучше, и помощь получать соразмерную усилиями.
- Сергей Владимирович, вы возглавили ОАО «Саракташхлебопродукт» 13 лет назад.
- Прежнее хозяйство фактически обанкротилось и глава района, Бахчан Нурейманович Жанбаев, предложил мне его возглавить. Я согласился. Одним из центров производства стал машинный двор. У нас 48 единиц техники: автомобили, тракторы, комбайны. Есть зарубежные, есть российские. Их надо не только эксплуатировать, но и обслуживать, ремонтировать. Построили ремонтные мастерские: теплые, со своей столовой, душевой, актовым залом. У механизаторов, ремонтников появилась возможность работать в человеческих условиях. На этой же территории наладили производство керамзитоблоков, пиломатериалы для строительства.
- Строитесь активно?
- Кроме комплекса по переработке зерна, в зиму подвели под крышу два дома. Дадим тепло, строители смогут заниматься отделочными работами. В будущем году, надеюсь, наши работники смогут справить новоселье.
- Сколько человек сегодня трудится в ОАО «Саракташхлебопродукт»?
- Всего 90. При этом стараемся обеспечить людям круглогодичную занятость, маневрируем, перебрасываем кадры из цеха в цех. Будет зима снежной, значит 2-3 трактора будут заняты на расчистке дорог. У сельчанина должна быть возможность проводить ребенка в школу, днем добраться до сельсовета, если возникла необходимость, вечером – заглянуть в клуб. Наконец, съездить в Саракташ, соседние школы.
- Кто составляет трудовой коллектив?
- Не только жители населенных пунктов, входящих в Васильевский сельсовет, есть и приезжие: из Орска, Новотроицка, Оренбурга, с Алтая. Природа у нас красивая, это согласитесь, немаловажно для человека, для детей, которые растут в семье. Работа, возможность получить жилье, построить свой дом. В любом случае это дешевле, чем в городе. Недавно приехал священник, храм у нас уже построен в селе Покурлей. Надеюсь, осядет на нашей земле, поможем – строиться начнет.
- Приезжие – это же прямые конкуренты местным жителям в споре за рабочие места.
- Труд на земле – понятие достаточно емкое и для этого не обязательно идти на наше производство. Можно жить и со своего подворья. Потом разве конкуренция за рабочее место – это плохо. У нас, как и везде, есть и пьющие люди, есть и бездельники, лентяи. Воруют тоже. Человек должен понимать, что не только я перед ним в ответе: вот тебе трактор, только работай. Но и он в ответе перед своей семьей, перед коллективом. Не хочешь по-хорошему, отдохни, на твое место придет другой, более старательный и ответственный.
- Но шанс человеку даете?
- Шанс, конечно, даем, но бесконечно прощать тоже нельзя.
- Вы – жестокий руководитель?
- Да, думаю, что пришло это с опытом. Но это не означает, что я не слышу человека, не говорю с ним, не стараюсь его понять. Знаю, чем и как живут свои сотрудники.
- Что Вас может огорчить?
- Наверное, в разные моменты разные события. Недавно пришел ко мне с заявлением на увольнение водитель. Поинтересовался, сколько он получил в последние два месяца. Отвечает – 27 и 30 тысяч рублей. Но у него жена, дети подрастают и денег нужно больше. Вот и собрался ехать работать на Север. Там зарплату обещают от 50 тысяч рублей. У меня в среднем в месяц, с учетом зимнего спада объемов перевозок он получает 20-22тысячи.
- А в среднем, сколько зарабатывают в «Саракташхлебопродукт»?
- В прошлом году было около 11 тысяч, в этом думаю, выйдем на отметку 13 тысяч рублей. В сельском хозяйстве, при всей специфике, сложностях, нагрузках, при наших доходах зарплата весьма скромная. Можно, конечно, вдвое увеличить зарплаты, сделать такой популистский жест. Месяца два-три, может быть, продержимся. А затем крепко сядем на мель. Что я своим мужикам скажу? Поэтому и маневрируем между желаниями и возможностью. Исходя из возможности, подписал водителю, отличному специалисту заявление. Пока мне его удержать нечем. Не заработали пока длинный рубль. Хотя сложа руки не сидим. Тот же комплекс подготовки зерна на фоне ХПП и элеваторов с устаревшим оборудованием выглядит весьма перспективно.
- Говорят, тем не менее, не хлебом единым жив человек…
- Почему только хлебом и молоком тоже. В селе Покурлей, в местную школу ежедневно молоко бесплатно поставляем. Перекрыли крышу в сельском клубе. Помог из своих средств депутат Законодательного собрания Александр Петрович Соляник. Сейчас районные власти включились в обустройство сельского очага культуры. Выкупили у сельсовета здание. Они перебрались в помещение клуба, а мы в этот дом вселили семью переселенцев.
- Сергей Владимирович, зачем вам пушка у входа на машинный двор? Не для самоутверждения же?
- Праздновали годовщину Победы и сельчане говорят, что не должны мы забывать своих фронтовиков, тружеников тыла, участников Великой Отечественной войны. Поэтому решили, что со временем, к 70-летию Победы, точно, откроем мемориал, с памятной доской, на которой будут имена ветеранов, тех, кто погиб на дорогах войны, кто вернулся победителями в Васильевку, другие наши села. А пушка – это настоящая «сорокопятка», та самая знаменитая, которая и танки врага подбивала, и пехоте гитлеровской пройти не давала. Выпущена в 1941 году. Какой путь прошла по полям сражений – не знаю, но то, что орудие это историческое и легендарное, ровесник войны, у нас установлено – о многом говорит.
- Летом у вас побывал губернатор Юрий Берг, заглянул на подворье к Ирине и Александру Дьяковым, жителям села Покурлей. Это было в начале июля, а в самом начале сентября вновь вернулся в уже знакомое село…
- Глава области летом знакомился с тем, как живут у нас многодетные семьи, какие у них есть заботы. У Дьяковых трое детей: старшей Татьяне уже 14 лет, Ивану – 8, а младший Михаил родился в январе 2013 года. Тогда семья встретила Губернатора хлебным караваем, испеченным из нашей муки. Зашел разговор о традиционных сельских хлопотах и Александр продемонстрировал самодельный трактор, собранный им из старых деталей. Юрий Александрович не только выслушал рассказ сельчанина, но и пообещал помочь.
А в начале осени, несмотря на плотный график поездок, встреч, командировок нашел время лично вручить подарок, мини-трактор «Беларусь» семье Дьяковых. Отметил гость и такую особенность времени, которого простым и легким не назовешь, как увеличение количества многодетных семей, в том числе и тех, в которых подрастают 6-7 детей.
- Семья Дьяковых – не единственная многодетная даже в Покурлее…
- Хорошее это дело растить детей, но люди чувствуют себя увереннее, когда знают, что за ними стоит государство, социально-ориентированный бизнес.
Семья Дьяковых получает социальную поддержку сразу с нескольких сторон. Александр и Ирина первыми в нашем районе заключили с территориальным управлением социальной защиты населения социальный контракт на материальную помощь в размере 10 тысяч рублей. Как и было прописано в контракте, эти деньги они направили на покупку кормов для своих буренок.
Поскольку Миша – это третий ребенок в семье Дьяковых, то еще в феврале Ирина получила сертификат на региональный материнский капитал – это еще 100 тысяч рублей. Оформили они документы и на федеральный материнский капитал. Плюс заработала еще одна программа. С января 2013 года начались выплаты ежемесячного пособия на третьего и последующего ребенка. До трех лет семья будет получать 5 398 рублей.
- Сергей Владимирович, это все свидетельства усилий государства, но и предприятие не осталось в стороне…
- Мы первыми в аграрном секторе области, кто начал оказывать адресную помощь семьям тех, кто трудится в ОАО «Саракташхлебопродукт». Ирина – наш кадр, наш работник, доярка. Вот мы и установили для многодетных матерей, если в семье рождается третий ребенок, четвертый, пятый и так далее тоже выплачивать «семейный капитал» в размере 100 тысяч рублей.
- Слышал, Сергей Владимирович, что и ваша жена оформила в 2013 году необходимые документы, в связи с рождением третьего ребенка на «семейный капитал». Не отсюда ли, из домашней среды и идеи растут?
- Главное, что дети в наших селах рождаются и растут…
Кстати, когда Губернатор приезжал в наше хозяйство, побывал и в семье Запопадько. Александр – выпускник оренбургской «зенитки», уехал к месту службы с молодой женой Юлией. Дослужился до майора, уволился в запас и вот приехал жить в Покурлей. Построил дом в очень живописном месте. Приехал с четырьмя детьми, здесь родился уже пятый ребенок, дочь. Так что теперь у них есть Кристина, Настя, Анна, Ксения и Михаил.
Живут подсобным хозяйством – держат пасеку, есть перепелиная ферма, две коровы, домашняя птица. Быстро больших денег на этом не скопишь. Но Запопадько попали сразу в несколько федеральных и региональных программ, в том числе «Обеспечение жильем молодых семей». По моим прикидкам дом им обошелся миллиона в два. Небольшой, компактный, но всемером под своей крышей им вполне комфортно. На нашем производстве они не заняты, но село получило крепкого хозяина, дружную семью, школа – учеников, нынешних и будущих. Это тоже для нас очень важно.
Не случайно здесь же на сельской улице губернатор Юрий Берг заметил, как это важно, когда демографические программы находят поддержку в бизнес-среде, когда имеется социально ответственный предприниматель, когда руководитель понимает, что каждый рубль, вложенный в поддержку своих сотрудников, обязательно начинает давать отдачу в виде здорового морального климата, хороших взаимоотношений, высокой производительности труда.
Эта губернаторская оценка наших усилий и понимание того, что не работой единой жив человек, дает нам основание двигаться дальше.
- А ипподром, как долгосрочный проект имеет будущее?
- Ипподром, это не только спортивная площадка для развития конного спорта. Тут много чего сошлось: например, воспитательный момент для школьников. Что же это за деревенский мальчишка, который верхом скакать не умеет? Да, машины, мотоциклы, железные кони, считайте, в каждом дворе стоят. Но и лошадь рано еще списывать из сельской жизни. Кони, пасущиеся в излучине реки, разве это не тот самый пейзаж, к которому надо привыкать с детства, который позволяет нам чувствовать свои корни, связь с этой землей. Ощущать себя частицей России.
В районе созданы кадетские, в том числе казачьи классы. А что это за казак без коня?
Да и людям нужно отдыхать в череде бесконечных дел, а яркое представление, скачки, бега такую возможность представляют сполна. Год назад осенью на берегу Большого Ика, состоялась целая церемония, посвященная окончанию полевых работ. Священники освятили новый ипподром в селе Покурлей. Мы объединились со структурой ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» и провели конно-спортивный праздник. Желанными гостями были казаки Спасского столичного общества, кадеты казачьего класса Спасской средней общеобразовательной школы. Свято-Троцкая обитель милосердия представила кабриолет, а казаки катали в нем всех желающих. Плюс к этому, разумеется, и скачки, и концерт, и полевая кухня с нехитрой, но вкусной снедью для всех желающих.
Идея строительства ипподрома зародилась у моего доброго друга, руководителя ГКС Александра Гусева, который буквально болеет лошадьми. Я со своей стороны предложил место, очень живописное. Гусеву понравилось, он поставил конюшню, завез лошадей. Жаль осенняя непогода не дала в 2013 году организовать такой же праздник.
Губернатор летом говорил о том, что можно было бы на базе ипподрома открыть конно-спортивную школу. Свое предложение Юрий Александрович не забыл и во время одной из встреч в Оренбурге напомнил о нем. Но, думаю, тут больше заинтересованности могли бы проявить и районные власти, и профильные министерства. Вряд ли такой проект вытянуть в одиночку нашему предприятию, хотя участвовать в нем в разумных долях, наверное, не отказались бы. Сын вот ведь родился в январе 2013 года.
- Сергей Владимирович, расскажите о себе…
- Родился в Саракташе. Отец работал в системе РАЙПО, мама - учительницей. Окончил школу, Московский коммерческий вуз заочно, затем на базе Оренбургского государственного аграрного университета институт повышения квалификации. Жена – Наталья Владимировна, главный бухгалтер ОАО «Саракташхлебопродукт». Трое детей – Таня, Аня и Володя.
- Любите свою работу?
- Ну, день на день не приходится, хотя вряд ли занимался бы нелюбимым делом 13 лет подряд. И все отчетливее понимаю: назад пути нет. Если говорить лозунгами, то только вперед! Это у меня в характере – двигаться дальше и довести до конца то, что начал на этой земле.
АЛЕКСЕЙ МИХАЛИН
Назад