С больной на здоровую
В конце 2013 года на базе городской клинической больницы №1 г. Оренбурга была возобновлена работа по трансплантации почки. Вообще же отделение было открыто здесь более 10 лет назад, однако его деятельность была приостановлена в начале того же 2013-го из-за особенностей российского законодательства и отсутствия специалистов. Сегодня в своей работе оренбургские трансплантологи руководствуются, главным образом, постановлением правительства Оренбургской области № 900-п «Об организации донорства органов и (или) тканей человека в Оренбургской области», призванным регулировать неминуемо возникающие вопросы юридического характера.О том, чем сегодня живет Центр трансплантации почки, мы попросили рассказать его заведующего хирурга-трансплантолога А.А. Селютина.
– Александр Алексеевич, в каких случаях без трансплантации уже не обойтись? Есть ли сегодня альтернатива замене больной почки на здоровую донорскую?
– Существует такой диагноз, как хроническая почечная недостаточность в терминальной стадии, когда у человека собственные почки фактически перестают выполнять свои функции. Единственный на сегодняшний день полноценный способ избавиться от почечной недостаточности – это трансплантация. Конечно, возникает много юридических и этических проблем, но при вышеназванном диагнозе более эффективного, чем трансплантация, средства нет.
– Что можно сказать о состоянии трансплантации почки в нашей стране и сегодняшней жизни вашего Центра?
В федеральных центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Самара оренбуржцам по квотам проводятся 2-3 пересадки почки в год. Наш Центр функционирует снова один год, и за этот период нами выполнено 11 операций – почти столько же, сколько было сделано до этого за 13 лет. И все операции прошли, в общем и целом, успешно.
– Недавно в стенах операционной произошло историческое событие – пересадка трупной почки. Расскажите об этом подробнее, как чувствует себя пациент? Много ли особенностей у операции в отличие от пересадки почки живого донора?
– Да, мы впервые и весьма успешно пересадили пациенту кадаверную (трупную) почку, выписался реципиент уже через три недели. В проведении трансплантации кадаверной почки в отличие от родственной существует большое количество своих особенностей. Хирургически сложнее родственная трансплантация, а организационно – кадаверная: в процессе от выявления потенциального донора в реанимации до выписки пациента из стационара участвует порядка 40 специалистов (реаниматологи, неврологи, врачи-лаборанты, иммунологи, хирурги, нефрологи, судебно-медицинские эксперты и так далее). То есть проводится большой комплекс исследований, очень сложный в организационном плане. Прошедшая операция была для нас первым и крайне важным подобным опытом.
– Я так понимаю, что для проведения операций такого уровня сложности помимо мастерства специалистов необходима какая-то особенная материальная база...
– Вся необходимая материальная база обновлена с конца 2013 года, закуплено недостающее оборудование. Необходима также и правовая база органной донорской трансплантации, которая прописана в Конституции Российской Федерации, утверждена еще и на местном уровне.
– Еще один сложный момент – реабилитация донора и реципиента, она происходит здесь же?
– Конечно, реабилитация доноров и реципиентов проходит также в нашем отделении. Донора родственной почки мы выписываем буквально на следующий день после операции, реципиент же в течение 2-3 дней находится в реанимации, затем переводится в палату, на этом этапе реабилитация не менее сложна, чем сама операция, которая, кстати, может длиться до 8 часов. После многочасовой операции начинается борьба за трансплантат: пациенты получают большие дозы иммуносупрессии – специального препарата, который не дает «убить» новый орган. Постепенно организм реципиента привыкает к пересаженному органу, дозы иммуносупрессии, соответственно, снижаются, и пациент живет с чужой почкой как со своей.
– Что с пациентом происходит дальше, если чужая почка не отвергается организмом?
– В случае, когда орган удачно «приживается», пациент может жить полноценной жизнью, но продолжает при этом принимать препараты, подавляющие иммунитет.
– Сколько пациентов в нашем регионе сейчас ожидают свою новую почку?
– По статистике на сегодняшний день в области наблюдается 450 пациентов с хронической почечной недостаточностью. Из них примерно 300 человек ждут пересадки почки, а 30 готовы к пересадке, то есть уже проведены все необходимые исследования. И они стоят в так называемом активном листе ожидания, то есть остается только дождаться «новый» донорский орган, и операцию можно начинать сразу же по ее получении.
– Что можно сказать о ближайших планах Центра?
– В планах у нас дальнейшее развитие пересадки кадаверной почки, хотя не будем забывать и о родственных почках. При наработках по трансплантации почки планируется также переходить на пересадку и других органов, в первую очередь печени, и это станет для нас новым этапом развития.
Антон Горынин
Назад