«До» и «после» инсульта
Как бы оптимистично ни хотелось взглянуть на эту проблему, факт остается фактом: в большинстве случаев инсульт навсегда делит жизнь человека на «до» и «после».Как вовремя распознать заболевание, ведь время идет на минуты, на что способна сегодня отечественная медицина и, пожалуй, главное, – как избежать недуга. Обо всем этом мы беседуем с Вадимом Ивановичем Ершовым, доктором медицинских наук, профессором, заведующим кафедрой анестезиологии и реаниматологии ОрГМА, руководителем сосудистого центра ГКБ им. Пирогова города Оренбурга.
– Вадим Иванович, начнем с азов: что такое инсульт?
– Это острое нарушение мозгового кровообращения, которое развивается в результате либо закупорки сосуда (тромбом или эмболом), либо его разрыва и проявляется неврологической симптоматикой.
– Каковы причины заболевания?
– Артериальная гипертония, атеросклероз сосудов головного мозга и сосудов шеи, нарушение сердечного ритма – вот основные причины развития острого нарушения мозгового кровообращения. Есть и другие, и их много, но они встречаются гораздо реже. Это, например, врожденные патологии, сосудистые дефекты – врожденные и приобретенные, так называемые аневризмы, это, безусловно, такие состояния, как сахарный диабет, гипотиреоз и так далее. Есть факторы риска, которые связаны с образом жизни, такие как курение, гиподинамия, злоупотребление алкоголем. Но опять-таки все они реализуются через атеросклероз или артериальную гипертонию.
– Чем отличается ишемический инсульт от геморрагического, и какой из них менее тяжелый?
– В первом случае – это как раз закупорка сосудов и развитие инфарктной зоны. То есть бывает инфаркт миокарда, когда закупоривается коронарный сосуд, а есть инфаркт мозга – ишемический инсульт. Геморрагический инсульт – это разрыв сосуда мозга или его оболочек. И он, конечно же, более тяжелый. Здесь и на порядок выше удельный вес нейрохирургических вмешательств, которые мы здесь выполняем, и, к сожалению, более высокая летальность. Ишемический инсульт лечится в основном консервативными методами, хотя применяются и высокие инвазивные подходы, такие как системный тромболизис. В прошлом году мы первыми в Оренбургской области выполнили такую операцию. Это современный метод лечения, который имеет место во всех развитых странах.
– Как неспециалист может распознать инсульт?
– В подавляющем большинстве случаев, слава Богу, неспециалист распознать инсульт может. У человека перестает работать рука и/или нога, изменяется симметрия лица, нарушается речь. С этого начинаются примерно 80 процентов инсультов. А на оставшиеся 20 приходятся случаи, когда без осмотра специалистом и проведения соответствующих исследований диагноз бывает поставить непросто. Но доктора, которые приезжают на вызов, на это сориентированы, у них есть определенная настороженность в плане развития инсульта, и они безотлагательно доставляют таких пациентов к нам, в первичный сосудистый центр.
– Как помочь пациенту до приезда скорой помощи?
– Если это гипертоник и у него имеет место гипертонический криз, то нужно принять те препараты, которые ранее уже были назначены врачом. Тем не менее первое, что нужно сделать, и мы всегда об этом говорим, – как можно скорее вызвать скорую помощь. Есть такое выражение – время от двери до иглы. Это время должно быть минимальным, и чем быстрее пациент попадет в профильное учреждение, где работает мультидисциплинарная бригада, тем лучше для него. До приезда «скорой» нужно уложить человека, создать условия, чтобы он не задохнулся. Это специальной медицинской подготовки не требует. А что касается каких-то лечебных мероприятий – их нужно исключить. Словом, лучше не мешать. Кстати, и задача скорой помощи – как можно быстрее доставить пациента в больницу. Инсульт – это не инфаркт, здесь на догоспитальном этапе тромболизис не нужен. Ведь инсульт, как мы уже с вами говорили, может быть и геморрагическим (клиника бывает такой же, как и при ишемическом), и если сделать тромболизис, будет только хуже. Поэтому до выполнения компьютерной томограммы кардинальных шагов предпринимать не надо.
– Возможно ли выздоровление? И если да, то когда оно наступает?
– Инсульт – это не смертный приговор. К великому нашему счастью, значительное количество наших пациентов возвращается к привычному образу жизни, сами себя обслуживают, многие продолжают работать. Этому способствуют и качественная терапия, и качественная реабилитация, которая начинается здесь, в ПСО, и продолжается в санаториях. Но полное выздоровление – это нечастое явление. После инсульта всегда остается след. Именно поэтому в последнее время все больше внимания уделяется профилактике. Индивидуализация подхода с выходом на разработку индивидуальных профилактических программ – это очень важно, и во всем мире является магистральным направлением.
Это касается не обязательно пациентов, которые уже перенесли инсульт. Это касается тех людей – тысяч, сотен тысяч наших соотечественников, наших земляков, которые ходят с гипертонией и адекватно ее не лечат, имеют высокий уровень холестерина, неконтролируемый уровень сахара. Медицина готова помочь. Для этого есть и государственные структуры, и коммерческие. Просто нужно встречное движение.
– Каков риск повторного инсульта?
– Он намного выше, чем риск первичного инсульта. Более того, когда пациент пролечился в сосудистом центре, и мы ему помогли, все факторы ведь никуда не деваются. У него остается атеросклероз, у него остается гипертония, сахарный диабет – все, что было до инсульта. Поэтому вторичная профилактика крайне важна. И мы предлагаем определенный набор подходов для того, чтобы минимизировать риски повторных инсультов. Мы не можем их полностью исключить, но можем достоверно их снизить.
Даже если нарушение мозгового кровообращения было небольшим (то, что в народе называют микроинсультом), и дефект может быть минимальным или отсутствовать совсем – это настойчивый звоночек, что важна вторичная профилактика. Хуже, если первый инсульт был тяжелым. Тогда все вопросы решаются намного сложнее.
Иногда человеку по тем или иным причинам делают магнитно-резонансную томографию, и у него в так называемых подкорковых структурах обнаруживается 10-15 таких небольших очагов, которые свидетельствуют о том, что он переносил именно такое количество сосудистых катастроф. А в анамнезе может ничего не быть. Поэтому контроль состояния своего организма, ведение здорового образа жизни – это не просто слова, это реальная возможность избежать многих заболеваний и инсульта, как одного из самых тяжелых, в первую очередь.
Назад