Брат Митька помирает…
Не так давно Оренбург буквально захлестнула волна нуждающихся людей. С табличками и фотографиями они стояли у дверей магазинов с просьбой о помощи.
В большинстве случаев эта помощь (материальная, разумеется) была срочно необходима симпатичному ребенку, которому нужно было оплатить дорогостоящую операцию. Многие подобревшие от праздников люди охотно делились наличностью. И, как оказалось, почти всегда помогали не детям, а обыкновенным мошенникам.
Сами мы не местные…
Правда, в середине марта просители вдруг разом исчезли – вы заметили? Нет, несчастные дети (которых и в природе-то, наверное, не было) чудесно не излечились, слепые не стали зрячими, а лежачие не встали и не пошли. Просто к чести оренбургских правоохранительных органов некоторых из этих обладателей скорбных табличек проверили на предмет наличия неизлечимо больных чад, а заодно и судимости. Думаю, вы догадываетесь, какой получился результат. Любопытно, что у многих просителей была совсем не оренбургская прописка, оказались они жителями по большей части далеких горных республик или вообще цыганами (ну как без них в подобных историях?), место жительства которых установить было трудно.
Торговать можно и помощью
За здоровье и жизнь близких многие люди готовы отдать последнее. Так же, как и помочь родителям тяжело больного ребёнка, нуждающимся пожилым и немощным людям. Народ у нас всё-таки отзывчивый, и никаким кризисам этого не нарушить. Но этой отзывчивостью, увы, многие пользуются.
Опять же совсем недавний случай – в Курманаевском районе односельчане разоблачили одну женщину. Приходили к ней увесистые посылки аж со всей России и, причем, регулярно. А иногда даже появлялись денежные переводы, при этом особой коммерцией женщина не занималась, да и образ жизни вела, мягко говоря, не такой, чтобы столько доброжелателей по стране иметь. Позже все выяснилось. Женщина опубликовала на соответствующем сайте слёзную просьбу о помощи – дескать, помогите, люди добрые, нуждающейся, очень большой многодетной семье: растут в ней детишки без одежды и игрушек. Денег мошенница скромно просила не присылать (разумеется, если это крупные суммы), потому что полагающегося для таких случаях счёта в банке у неё нет. Курманаевская «нуждающаяся» очень ловко сторонилась закона – теперь для открытия благотворительного счёта нужно много соответствующих документов. А вот игрушки, одеяльца, шубки… Вы зря думаете, что на всём этом нельзя нажиться. Конечно, бывшее в употреблении оборотистая женщина выбрасывала (на чём, кстати, и погорела), но ведь присылали ей и совсем новые детские вещи, которые она с успехом реализовывала на бузулукском рынке. И сайтов для просьб о помощи в Интернете немало, так что определённый доход женщина всё-таки имела. Обвинение в мошенничестве ей предъявили, только вот с поиском потерпевших, разумеется, возникают трудности.
Кстати, в том же Интернете сейчас развернулось целое движение с требованием вообще запретить публикацию частных объявлений о материальной, имущественной помощи, сбора денег на лечение и т.п. Сейчас очень много легальных и проверенных фондов, которые этим занимаются и которые мошенников к себе вряд ли подпустят.
Но и это – только вряд ли…
Фонд, который лопнул
Некоторое время назад в соседнем с нами Челябинске весьма успешно действовал фонд с многообещающим названием «Радушие». Организация эта, говорят, была в тамошних кругах довольно популярна и пользовалась благосклонностью местного губернатора. Фонд занимался сбором средств для помощи детям из детских домов, в том числе и для Оренбургского дома детства, и даже проводил определённые благотворительные мероприятия, которые были широко разрекламированы по телевидению, и даже несколько раз мелькали во всероссийских новостях. Конечно, деятельность «Радушия» не раз проверяли, но, видимо, не особенно тщательно, поскольку только в октябре прошлого года, наконец, выяснилось, что некоторые детские дома, для которых собирались деньги, этих средств не видели никогда, а некоторых перечисляемых детских учреждений… и вовсе не существует на белом свете! Зато у руководителей фонда (один из которых, кстати, – оренбуржец Игорь Михно, бывший студент ОГУ, родственник одного из опять же наших бывших транспортных руководителей) появились новые квартиры и автомобили.
Конечно, фонды с подобным размахом в нашем регионе явление, к счастью, редкое. Но нетрудно вспомнить и ушлых людей, которые прямо на Беловке собирали в Оренбурге средства на восстановление погоревшей в те годы Детской железной дороги, и определённый скандал с пропавшими деньгами для опять же погорельцев с Караваевой рощи, и многолетний, но тщетный почему-то сбор средств на очистку русла Урала.
Кстати, как рассказали сведущие люди, для сбора пожертвований на подобные цели даже вполне легальный банковский счет открыть очень просто, безо всяких проверок и заполнения соответствующих документов. Откройте нужный сайт все в том же Интернете, и к вашим услугам десятки предложений типа «помогу с открытием банковского счета на любые цели».
Тоже бизнес.
Проходите мимо?
Я вовсе не призываю напрочь отказаться от благотворительности и проявлять абсолютную недоверчивость к тем, кто просит о помощи. Если говорить о тех же фондах, то в Оренбурге, например, уже несколько лет очень полезно, если не сказать больше, действует общество «Оренонк», которое помогает детям с онкологическими заболеваниями. Общество это прозрачно показывает свою финансовую деятельность, его офис находится прямо в здании детского областного онкологического центра.
И среди людей, которые стоят на улице с табличками с просьбой помочь оплатить операцию тоже наверняка, не все, мягко говоря, – хитрецы. Правда, например, в Индии до сих пор существует закон, согласно которому людей, использующих детские страдания для прилюдного сбора средств, наказывают уголовно и строго.
Вот и нам бы так, а? Но там, наверное, реальных благотворительных фондов и обществ гораздо больше, чем у нас.
Сергей БУРДЫГИН
25/03/2016
Назад