Правозащитники поднимают шум – снова полиция, снова пытки…
Виталий Попов чудом выжил, выйдя из комы спустя пять дней после госпитализации.
Как сообщает Комитет по предотвращению пыток, 1 сентября 2015 года в городскую клиническую больницу имени Пирогова города Оренбурга из отдела полиции № 1 поздно вечером в крайне тяжелом состоянии поступил местный житель. Врачи диагностировали у доставленного черепно-мозговую травму, контузию головного мозга тяжелой степени, многочисленные переломы черепа и лицевых костей, а также перелом руки. 14 сентября в Комитет по предотвращению пыток за юридической помощью обратилась жена Виталия – Лилия Попова, по заявлению которой правозащитники начали общественное расследование.
Как удалось выяснить, тем вечером Виталий Попов, навестив свою мать, направлялся домой, где его ждали супруга и сын. На улице его остановили сотрудники патрульно-постовой службы для проверки документов. Виталий сообщил свои данные, полицейские передали информацию по рации и получили распоряжение доставить мужчину в отдел полиции, поскольку тот находился в федеральном розыске по факту неисполнения приговора Гатчинского городского суда Ленинградской области. Дело в том, что ранее Виталий проживал в Гатчине с первой женой, семейные отношения не заладились, супруга подала на развод и алименты. В 2007 году Гатчинский городской суд приговорил Виталия к наказанию за неуплату алиментов к одному году исправительных работ. Виталий признается, что к тому моменту у него появилась новая семья и о приговоре он беспечно забыл, а в 2008 году он с новой семьей переехал на малую родину в Оренбург. В 2010 году Виталий погасил все алиментные обязательства и думал, что этот вопрос закрыт.
Однако 1 сентября 2015 года после доставления в отдел полиции Виталий узнал о том, что в 2008 году Гатчинский городской суд изменил ему наказание с исправительных работ на 4 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Как рассказал Виталий, в отделе полиции он провел около часа. Увидев, как другие задержанные выходят во внутренний двор, он тоже попросился у сотрудника полиции выйти покурить. Виталий так вспоминает последние минуты, когда он находился в сознании: «Во внутреннем дворе я прошелся туда-обратно, покурил. Мне не давали покоя мысли о том, когда я вернусь домой и что будет дальше. Когда я докурил, выкинул окурок в урну и остался стоять на улице, находясь при этом спиной к входной двери в метрах 2-3 от нее. Я услышал шаги возле входной двери. Потом я почувствовал шум в ушах, и у меня потемнело в глазах».
Очнулся Виталий уже только в больнице. После того как его жена Лилия обратилась в Комитет по предотвращению пыток за юридической помощью, правозащитники помогли ей составить сообщение о преступлении, которое было отправлено в Следственный комитет.
«В течение двух месяцев следователь следственного отдела по Южному административному округу Оренбурга СУ СК РФ по Оренбургской области, по сути, лишь создавал видимость работы. Ввиду длительного бездействия должностного лица Следственного комитета мы были вынуждены обратиться с жалобой в суд, – говорит юрист Комитета по предотвращению пыток Альбина Мударисова, представляющая интересы Виталия Попова. – Удовлетворив нашу жалобу, суд обязал следственные органы устранить допущенное нарушение, а в адрес руководителя регионального Следственного комитета Сергея Колотова было вынесено частное постановление «для принятия соответствующих мер по недопущению впредь подобных нарушений».
После этого следственным органом были проведены проверочные мероприятия (в том числе судебно-медицинская и ситуационная экспертизы, на которых настаивали правозащитники), в результате чего 15 февраля 2016 года в отношении неустановленного лица было возбуждено уголовное дело по признакам преступления «Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия».
1 апреля 2016 года Виталий Попов был признан потерпевшим по этому уголовному делу и допрошен следователем по обстоятельствам произошедшего с ним в отделе полиции.
Альбина Мударисова: «В действительности дело достаточно сложное для расследования – потерпевший не помнит, что с ним произошло в отделе полиции. Полицейские, в свою очередь, утверждают, что Виталий пытался сбежать, забрался на стену и, не удержавшись, сорвался с нее. Однако эта версия была опровергнута результатами ситуационной экспертизы, проведенной по показаниям одного из сотрудников отдела полиции, якобы ставшего очевидцем падения Виталия Попова. Так, в выводах эксперта, проводившего ситуационную экспертизу, говорится о нескольких травмирующих воздействиях, что исключает образование повреждений в результате падения потерпевшего с высоты, превышающей его рост. Также нас настораживает и тот факт, что из всех камер, установленных в отделе полиции, в этот день не работала именно та, что выходит во внутренний двор».
Сергей СЕРЕДИН
07/04/2016
Назад