контакты / рекламный отдел

«За Родину!»: Ефим Кисилев

«За Родину!»: Ефим Кисилев

Ефим Гаврилович Кисилев дослужился от рядового до полковника, от командира взвода до заместителя командира полка, таков славный боевой путь ветерана.

Служил на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Монголии, Китае, воевал с Японией. После войны проходил службу в Группе советских войск в Германии, в Белорусском и Московском военных округах. Командовал пятью различными батареями, был начальником школы сержантского состава, служил в штабе Воздушной армии, в штабе корпуса. Окончил Высшую офицерскую школу. Закончил службу заместителем командира зенитно-артиллерийского полка Кантемировской дивизии, в составе которой 7 раз участвовал в парадах на Красной площади. Родина высоко оценила боевой путь офицера, он награжден орденом Отечественной войны 2 степени, орденом Красной Звезды, 18-ю медалями, среди которых 2 медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и многими другими.

Биография полковника Киселева типична для его поколения. Родился Ефим Гаврилович в 1918 году в Белгородской области, в Старо-Оскольском районе в селе Обуховка, в семье потомственного кузнеца. Закончил семилетку и педагогический техникум в Старом Осколе. До 1939 года работал учителем истории и математики. В 1939-м был призван в армию солдатом в Качинскую авиационную школу. Был членом комсомольского бюро эскадрильи.

Из воспоминаний Е.Г. Киселева: «Из Качинской авиационной школы я поступил в Севастопольское артиллерийское училище, которое закончил накануне войны и в июне 1941 года поехал к жене Пелагее Кузьминичне в село Ключ Горшеченского района Белгородской области. Я торопился впервые увидеть сына, который родился в 1940 году. По дороге домой узнал о вероломном нападении Германии, пришлось срочно ехать к месту назначения в Забайкалье. Жену и сына Геннадия впервые увидел лишь после окончания воины… На рассвете 9 августа 1945 года советские войска начали интенсивную артподготовку с моря и с суши. Затем началась наземная операция. Из Монголии в центр Маньчжурии наступала 6-я гвардейская танковая армия генерала Кравченко. Это было рискованное решение, поскольку впереди были труднопроходимые Хинганские горы. 11 августа техника армии встала из-за отсутствия топлива. Но был использован опыт немецких танковых частей – доставка горючего танкам транспортными самолетами. Моя 146 зенитная артиллерийская батарея совместно с одним из батальонов аэродромного обслуживания (БАО) перемещалась в передовых колоннах автомашин танковой армии. При захвате аэродрома противника, БАО приступил к обслуживанию аэродрома, принимая на него наши транспортные самолеты с горючим для танков, а батарея обеспечивала зенитно-артиллерийское прикрытие аэродрома. В ходе наступления батарея неоднократно вступала в бой с мелкими группами отходящего противника».

Через неделю после завершения Потсдамской конференции, 9 августа 1945 года, Советский Союз, выполнил свои союзнические обязательства и вступил в войну против Японии. Участие СССР в этой войне имело цель ускорить окончание второй мировой войны, способствовать освобождению стран Восточной и Юго-Восточной Азии от японской оккупации, укрепить безопасность восточных границ страны.

В ночь на 9 августа передовые отряды войск Забайкальского фронта перешли границу, и развернули стремительное наступление. 12 августа 6-я гвардейская танковая армия преодолела Большой Хинган, 18-19 августа вышла к Шэньяну и Чанчуню, и отрезала пути отхода главным силам Квантунской армии к Желтому морю. В результате наступления войск Забайкальского фронта, японский фронт был расчленен на изолированные группы. Японское командование, потеряв связь со многими частями, не могло организовать активное сопротивление наступавшим соединениям Красной Армии. 21 августа войска Забайкальского фронта освободили Далянь (Далышй), 22 августа – Люйшунь (Порт-Артур). 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии.

Из воспоминаний Ефима Гавриловича: «Во время преодоления Большого Хингана, в районе перевала мы встретили японцев. Моя батарея и батальон аэродромного обслуживания (БАО) оказались на труднопроходимом участке горной дороги. Справа – высокая стена, слева – пропасть. Дорога одноколейная, разъехаться невозможно. Впереди дорога поворачивала на 90 градусов, примерно с полкилометра шла вдоль скалы и снова поворачивала на 90 градусов, шла в прежнем направлении. Справа у поворота на дорогу выходило горное ущелье. Впереди батареи шли 3 автомашины саперного батальона, затем отдельная зенитно-артиллерийская батарея, БАО и несколько машин другой части. При подъезде к первому повороту дороги, из ущелья выскочила группа японских солдат, и открыла огонь по нашей колонне. Загорелась одна машина, наши солдаты открыли редкий огонь из винтовок и автоматов. По условиям горной дороги, батарея могла открыть интенсивный огонь из одной пушки и одного зенитного пулемета. Японцы укрылись в камнях и ослабили огонь.

Несмотря на то что Квантунская армия получила приказ своего командования о капитуляции, кое-где военные действия со стороны японцев не прекращались. Перед концом войны батарее поступил приказ: материальную часть батареи оставить в Тунляо с минимальным количеством людей, а батарею – самолетом перебросить в Мукдэн, там очистить склады от не сдавшихся японцев, организовать охрану и вывоз трофейного авиационного имущества, ждать материальную часть по железной дороге. Группа японских солдат во главе с офицерами только вышла из Большого Хингана, прибыла в район авиационных складов, заняла продсклад и пока не желала сдаваться. Когда моя батарея прибыла на склад, я через китайского переводчика еще раз объявил о капитуляции. Небольшая группа громко заявила, что сдаваться в плен не будут, а потом открыла огонь. Но интенсивный огонь наших автоматчиков заставил их вернуться на склады, а подход наших танков из разведгруппы заставил их капитулировать. Сдались 41 человек.

До конца второй мировой войны Порт-Артур служил Японии военно-морской базой и плацдармом для проникновения в Маньчжурию. В августе 1945 года был захвачен советскими десантниками и после капитуляции Японии получил статус базы совместного использования СССР и Китаем. Срок договора предусматривал такое использование в течение 30 лет. За первое десятилетие Советский Союз восстановил все разрушенные войной сооружения и построил ряд новых. А в мае 1955 безвозмездно передал все это Китаю в качестве акта дружбы.

Батарея встала на огневые позиции в Дайрен под Порт-Артуром и стояла до середины 1946 года, до момента расформирования. Весной 1946 года после очередного расформирования дивизии в Порт-Артуре, а с ним и моей батареи, меня назначили командиром среднекалиберной зенитно-артиллерийской батареи 715 зенитно-артиллерийского полка, расположенного под Дайреном. Основная часть полка располагалась в населенном пункте, где жили рабочие нефтеперегонного завода. В двух километрах от основного населенного пункта отдельным гарнизоном были расквартированы зенитно-артиллерийская батарея и зенитно-пулеметная рота полка. Там же расположился дом, где содержались 12 пленных японцев, которые были даны полку для выполнения подсобных работ. Дисциплина у них была на высоте: капитану и младшему командиру они подчинялись безукоризненно. Общие работы выполнялись дружно, как правило, молча. Закрепленная для уборки территория поддерживалась в чистоте. Похвала капитана считалась высшей наградой. Замечание за «недоделки» – считалось наказанием.

С лета 1946 года войска плохо снабжались топливом. чтобы приготовить солдатам горячую пищу, на дрова приходилось пускать все подручные деревянные части построек. У пленных японцев сняли для этих целей дверь. На мое удивление, что они еще не разбежались, пленный японец ответил: «А куда бежать? Китайцы все равно поймают и самосудом перебьют, а это тяжелее любой казни». Я ему: «Вот чего вы достигли завоеванием – ненависть». Он ответил: «Завоевателей все покоренные ненавидят. Поживете лет 30, и к вам будут относиться также». К сожалению, он оказался частично прав. Вскоре это подтвердили события на полуострове Даманский».

Для полковника в отставке Е.Г. Киселева Порт-Артур был не просто географической точкой на карте, это одна из ярких и героических страниц его биографии. Его война и его прошлое, его боль и его память. Внуки и дети боевого офицера с честью и гордостью хранят память о его героическом прошлом. 

09/05/2016
  • Комментарии
  • Вконтакте
Назад
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Диспансеризация >>>

ИЗДАНИЯ
Социальная газета "ЗащитаЗдесь" № 4 (2021)
 
Вопрос гостю программы
Ф.И.О. *
Текст вопроса *
Вопрос
Ф.И.О. *
Текст вопроса *