– На днях группа оренбургских журналистов побывала в Шарлыкском районе. Приехать туда заставила несмолкаемая дискуссия вокруг малокомплектных школ. В этой территории таких образовательных учреждений особенно много. Чем они живут сегодня и что ждет их в будущем – в репортаже Юлии Молостовой.
Юлия Молостова, корреспондент ИА «ОренИнформ»:
– Оптимизация сети образовательных учреждений длится уже не первый год. Но до сих пор однозначного ответа, благо это или зло, нет. С одной стороны, не будет школы – не будет и села, это очевидно. А вот с другой: не будет хорошей школы, у выпускника не будет широкой дороги жизни. В лучшем случае – узенькая тропинка.
Титовская школа. По меркам образовательных учреждений она еще совсем молодая. Здание построено 20 лет назад. Предполагалось, что здесь будут учиться около 200 человек.
Буквы на доске в актовом зале складываются в доброе приветствие. Только вот приветствовать в этой школе скоро будет некого. Обстановка напоминает фильм по повести Стивена Кинга «Лангольеры», где зубастые существа изничтожают все встречающееся на пути. В случае Титовки обошлось без мифической силы. Дух перестройки заставил людей покинуть обжитые места и отправиться туда, где еще уцелело сельское хозяйство или где можно прожить вовсе без него.
Николай Маер, заведующим филиалом Новоникольской школы, с. Титовка:
– Здесь у нас один дошколенок остается, который пойдет в 2014 году. Поэтому перспективы, сами понимаете, затруднительно ответить, будут или не будут. Будем надееться на что-то сверхъестественное.
Сегодня в Титовке учатся дети с 1-го по 4-й класс – 9 человек. Тех, кто постарше, школьный автобус отвозит в соседнее село Никольское. Местная детвора все еще верит в это что-то «сверхъестественное», о чем говорит директор, и связывает будущее с родным селом.
Алена Сысоева, ученица школы села Титовка, Шарлыкский р-н:
– Я хочу остаться здесь жить и работать учителем математики.
Все повторяется. И период оптимизации школ Россия уже проходила. Это было в 70-х годах прошлого века, когда создавались так называемые центральные усадьбы – поселки, в которых была сконцентрирована вся инфраструктура.
Петр Булахтин, заведующий отделом образования Шарлыкского района:
– В то время в так называемых неперспективных селах закрывались даже школы с числом учащихся 50 и 60 человек. Было такое в истории. Но сейчас идет вторая волна. Она уже вызвана тем, что падает численность учащихся.
Еще в 2000 году в школах Шарлыкского района было почти четыре тысячи учащихся. Сейчас в два раза меньше. Сократилось и количество школ. В Новоникольское за образованием приезжают дети из четырех поселков. Менять школу – для ребенка это всегда стресс. Педагоги заботятся о том, чтобы новички не чувствовали себя отчужденными.
Надежда Соколова, общественный инспектор по охране прав детства с Новоникольское, Шарлыкский район:
– Проходят, конечно, они и различные тесты, и проводят у нас классные руководители различные тренинги на сближение на то, чтобы было более тесное общение, чтобы появился контакт между детьми.
Анастасия Гирина, ученица Новоникольской школы, Шарлыкский район:
– Я привыкла к этой школе. Здесь очень отзывчивые учителя, одноклассники очень добрые, великодушные, честные.
Материальная база плюс педагоги – не многоприфильники, как в случае с малокомплектными школами, а каждый специалист в своей отрасли. Все это дает положительные результаты.
Валентина Коваленко, директорНовоникольской школы, Шарлыкский район:
– С 2001 года ученики нашей школы вступили в эксперимент по ЕГЭ. И за эти 10 лет ни один ученик нашей школы не получил неудовлетворительную оценку.
У базовой школы преимуществ, несомненно, больше. Так сохранять ли малокомплектные школы? Ответ на этот вопрос в первую очередь должны дать родители. Ну а тем, кто находится у руля, следует, пожалуй, обратить более пристальное внимание на возрождение сельского хозяйства. Ведь чтобы человек оставался в селе, у него там должна быть работа.