– Это заведение на первый взгляд мало чем отличается от общежития или даже гостиницы: опрятно одетые постояльцы вежливы и общительны. Вот только о прошлом вспоминать не любят. Центр социальной помощи для людей без определенного места жительства – их настоящее и будущее.
Бомжи – так зачастую принято называть бродяг – не потерянные люди, просто попали в трудную ситуацию. У них нет документов, семьи, здоровья, а главное – у них нет дома. Как правило, в первую очередь к ним на помощь приходят социальные работники и врачи.
– На Салмышской, 19, – центр социального обслуживания. Можете приходить туда. Там оказывается материальная помощь, восстанавливаются документы. Приходите, мы вас ждем.
Обыватели за редким исключением не видят для них перспектив подняться с социального дна и считают вложенные в это государственные или частные средства пустыми тратами.
– Ну какие это люди??? Сборище нищих и пьяниц! Им не место в нашем обществе!
Тем не менее негативный стереотип начал меняться. И федеральная, и региональная власти предпринимают попытки создать условия для реабилитации бездомных.
Татьяна Самохина, министр социального развития Оренбургской области:
– Государство для этого человека делает очень многое! Не далее как сегодня, прямо перед тем как ехать сюда, мы получили очередную телеграмму из министерства здравоохранения и социального развития за подписью замминистра Топилина о том, чтобы уделить данной категории внимание в связи с холодами и усилением ветра.
Работа с бездомными ведется круглый год. Накануне осенне-зимнего сезона министерство социального развития Оренбургской области обращается в управление социальной защиты населения, в управления всех муниципальных образований с рекомендациями помощи бездомным. Орский центр «Феникс» работает более 7 лет. Хотя «работает» – слово неподходящее для того героизма и всепобеждающей веры, с которой сотрудники учреждения подходят к задаче социализации людей без определенного места жительства.
Родион Кудашев, директор ГУ «Центр социальной адаптации лиц БОМЖ «Феникс», г. Орск:
– В нашем центре очень много историй, на примере которых мы лишний раз убеждаемся, что к таким условиям приводят людей и психологические травмы, и чисто жизненные ситуации. Наша задача – помочь таким людям!
Прежде чем показать мне центр, Родион Кудашев с таким сочувствием рассказывал о своих подопечных, будто речь шла не о тех, кого принято называть пропащими.
Мария Алексеева, корреспондент «ОренИнформ»:
– В прошлом человека, чьи документы меня в руках, счастливая семья, любимая работа, уважение окружающих. Его недавнее настоящее – голод, и скитания, и прочие сомнительные радости человека улицы. Об этом я узнала из его истории. Одной, похожей на многие.
Мой визави – прекрасный столяр, отец троих детей, крепкий мужчина 47 лет. Жил не тужил, пока не случилась в его жизни большая любовь. К водке. Потерял семью, работу, потом документы. И чуть не потерял себя.
– Наше общество так устроено, что когда человек оказывается без документов, он никто! Нет у тебя паспорта – до свидания, ты нам не нужен. Нет у тебя полиса – до свидания. Здесь, в центре, очень помогают, в первую очередь морально. Психологи работают. Но человек должен сам к этому прийти: если человек не захочет выпить, никто ему не зальет.
Родион Кудашев, директор ГУ «Центр социальной адаптации лиц БОМЖ «Феникс», г. Орск:
– Он мне сказал: «Родион Борисович, все, хватит. Это спиртное меня доведет до плохого. Я хочу вернуться в нормальную жизнь, хочу радоваться своим детям. Хочу радоваться жизни!»
Бродягами не становятся вдруг. Причин много: алкоголизм, махинации с жильем, несовершенство жилищного законодательства, семейные и психологические проблемы. Что бы ни было – этим людям надо протянуть руку помощи, дать шанс. Кстати, именно «Шанс» – название оренбургского центра социализации, который уже принимает первых подопечных.
Татьяна Самохина, министр социального развития Оренбургской области:
– Центр для лиц БОМЖ тем и отличается от каких-либо ночлежек или от приемного покоя, куда они могут прийти погреться, что здесь работают юристы, психологи, социальные работники, то есть они помогают реабилитироваться, восстанавливаться, восстановить документы и вернуться к нормальной жизни. К тому же и управление соцзащиты, и органы здравоохранения тоже вплотную заняты этим вопросом.
На реабилитацию отводится шесть месяцев. Восстанавливаются документы, утерянные во время бродяжничества навыки, решается дальнейшая судьба каждого. Кто-то скажет: «Таких людей сложно изменить. Ничего не помешает им снова оказаться на обочине жизни. Не стоит судить. Лучше задуматься: а застрахован ли каждый из нас от подобной участи?»
Татьяна Самохина, министр социального развития Оренбургской области:
– Уже есть первые проживающие в этом учреждении. Услышали в СМИ, наверное, или от своих знакомых, приходят потихоньку. Я думаю, к концу февраля тут уже будет все заполнено – все-таки на улице холодно.
Еще недавно они были изгоями. Сегодня им дали шанс почувствовать себя нужными обществу. А это очень много значит.
Людмила, пациентка ГУ «Центра социальной адаптации лиц БОМЖ «Шанс», г. Оренбург:
– Я работать хочу…
Автор – Мария АЛЕКСЕЕВА, оператор – Дмитрий ИЛЬКАЕВ