– Это безумно интересная работа! И когда ей посвящаешь себя – живешь этим!
Он стоял спиной к зрительному залу, но его палочка дирижера говорила с публикой языком музыки, передавая его чувства… В течение 44 лет три тысячи семьсот раз Виталий Брук поднимался за пульт. Он вкладывал в театр душу, и театр отвечал ему взаимностью.
– Александр Васильев, заслуженный артист РФ:
Вот это сочетание высокого профессионализма, требовательности и человечности – это самые главные качества, за которые я люблю нашего главного дирижера.
19-летним пареньком пришел Виталий Николаевич в музкомедию. Выпускник Оренбургского музыкального училища, он сразу занял в оркестре почетное и ответственное место первой скрипки. Спустя два года получил должность концертмейстера. А еще через два – ступил на путь дирижера. Затем в течение шести лет работал в этом качестве в Карагандинском театре музыкальной комедии. Но вернулся в родную Оренбургскую и до последнего дня был ее бессменным худруком, о котором лучше всего расскажут те, с кем Виталий Николаевич создавал славу легкого жанра. Ведь у каждого в сердце сохранился свой Брук.
Владимир Левашов, заслуженный артист РФ:
– Были на гастролях в Алма-Ате, значит… И тогда я еще говорю: «Виталий, вот попомни мои слова… Вот сейчас мы… Я не знаю как буду народным, но заслуженным – точно буду. А ты будешь главным дирижером. И, может, даже худруком». Вот так пошутили как бы. Так оно и получилось.
Лариса Даниш, артистка оркестра Оренбургского театра музыкальной комедии:
– Это мой первый дирижер. Кроме как эпитетов замечательный и очень добрый, талантливый… В талантливом человеке очень много умещается – и любовь к жизни, и жесткая дисциплина, и юмор, и строгость. И главное его качество, что никто как он, осмелюсь сказать, в области, так не знал законы жанра.
Сергей Фурсов, солист Оренбургского театра музыкальной комедии:
– Он был замечательный человек, с юмором, даже когда с ним столкнешься в коридоре, дверь откроешь, он сам по ней стукнет, за лоб держится… Юморной был безумно человек, музыкант, замечательный дирижер.
Анна Леонова, заслуженная артистка РФ:
–Начинали мы с «Моей прекрасной леди», музыка Лоу. Я играла Элизу Дулитл. А потом была очень интересная работа. «Агент 00». Когда я играла Мадам, и он за пультом ловил мой взгляд, руки… И полная уверенность!
И дай Бог… Царство ему Небесное. Милейший, добрейший человек, по- настоящему художественный руководитель.
Азамат Нугуманов, солист Оренбургского театра музыкальной комедии:
–Человек с хорошим чувством юмора. Самое главное, что необходимо для работы в театре музыкальной комедии. Жизнерадостный человек, добрый. Человек, который не шел максимально напролом, а все-таки находил какие-то выходы. Поэтому на посту худрука он все-таки был неким сдерживающим буфером между нашим начальством и нами, простыми актерами. Хороший человек!
Юрий Плохотниченко, директор Оренбургского театра музыкальной комедии:
–Мне запомнилась его открытость, его светлость, его улыбка, красивая такая…. Он говорит – Юрий Александрович, пожалуйста, нужно помочь что-то сделать, решить вопрос. И так сказано спокойно…
Вячеслав Добровольский, заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер Оренбургского театра музыкальной комедии:
– Мы поехали в Орск на моей машине. И когда мы приехали, он так посмотрел на меня и сказал: «Хорошо ездишь, почти как я. Быстро и нахально». Это он про себя так говорил!
Брук безумно любил работу, музыку и быструю езду. Страсть к скорости сыграла с ним злую шутку. В 2008 году, в канун старого Нового года, когда коллектив театра собрался на традиционное мероприятие, Виталий Николаевич ушел пораньше – он собирался ехать к сыну в Тольятти. И когда случилась беда, театр ее словно почувствовал…
Елена Фурсова, корреспондент агентства «ОренИнформ»:
– В самый разгар праздника в зале вдруг погас свет. Как выяснилось позже, это произошло именно в тот момент, когда на трассе Оренбург-Самара произошла та роковая авария.
Спустя полгода Виталий Николаевич вернулся к работе. Но перенесенный стресс и полученные травмы подкосили его здоровье. Он руководил оркестром еще около двух сезонов, но был вынужден уйти на покой. И больше не вернулся…
Прошел год. Труппа театра посвятила главному дирижеру концерт. Все средства с мероприятия пойдут на памятник Виталию Бруку. Деньги были переданы вдове, Нине Александровне Брук, женщине, на глазах которой начинающий музыкант превратился в маэстро.
Нина Брук, вдова Виталия Брука:
– Я вспоминаю его как доброго друга. Таких людей мало. Его отличало то, что он очень любил свою работу. И вот иногда, когда он работал один дирижером… утром репетиции, вечером спектакли, и так целую неделю… Его это не утомляло. Такой ритм ему нравился…
Елена Фурсова, корреспондент агентства «ОренИнформ»:
– Любимым произведением дирижера Брука была «Сильва». Но Виталий Николаевич боялся этого произведения. В 1964 году во время премьеры оперетты умер его отец. Следующая постановка связана со смертью брата. 2 апреля 2011 года в репертуаре Оренбургской музкомедии вновь появилась «Сильва». А 18 апреля маэстро не стало…
Автор – Елена ФУРСОВА, операторы – Юрий НАУМЕНКОВ, Павел РОДИН